Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Бежин луг. Сочинение

Сочинение на тему «Бежин луг. Сочинение»

Рассказ Тургенева «Бежин луг», где прекрасно изображены различные типы детей, интересен не только тонкой психологией детского мира, но и тем, что в Павлушах, Костях и других можно увидеть будущих Хорей и Калинычей. Несколько крестьянских детей стерегут ночью лошадей. Дети развели костер, уселись вокруг него и ведут беседу. Ночь, горящий костер, разные звуки навевают особое настроение: детям жутко, мерещатся какие-то страхи. Разговор идет вначале о домовых. Илюша, худенький, забитый мальчик, «фабричный», как он сам называет себя, рассказывает, что видел домового. От «домового» переходят к лешим, русалкам, утопленникам, к целому ряду поверий о «разрыв-траве», к тому, что в «родительскую субботу» можно увидеть не только покойников, но и тех из живых, «за кем очередь помирать». Далее снова идет рассказ Илюши о Тришке, имеющем много сходства с антихристом. Во время этой беседы очень ясно обрисовывается каждый из ребят, со всеми своими индивидуальными чертами. Илюша — это забитый ребенок, которого затерзала бедность и работа на фабрике. Он больше других запуган, ему всюду мерещатся сверхъестественные силы и существа. Вырастет Илюша — и останется таким же забитым, суеверным, мечтательным, но без большого полета фантазии. Костя, также суеверный, но фантазия его глубже и сильнее. Он в таких ярких красках описывает встречу плотника Гавриила с лешим и всю окружающую природу, что легко увидишь в нем Калиныча или Касьяна. Это — идеалист, поэтически настроенная, теплая и любящая душа. Федя не чужд суеверий других детей; суеверия останутся в нем и во взрослом возрасте. Он сын богатого крестьянина, и это наложило на него сильный отпечаток. Уже теперь он дает понять, что выше остальных ребят. В будущем — это либо конторщик Николай Еремеич, либо Софрон, богатый крестьянин, знающий себе вес и цену. Очень симпатичен Павлуша. Он умен, сметлив и хотя также не чужд суеверий, но меньше всего чувствует их гнет. Когда вдали послышался вой волка и все вокруг встрепенулось: залаяли собаки, заржали кони, и все ребята перепугались, один Павлуша не растерялся — он сел на лошадь и помчался по направлению раздавшегося вдали воя. Его смелость обнаружилась и в другом случае, когда он один пошел к реке, хотя остальные ребята пугали его всякими ужасами. Вернувшись, он стал рассказывать об утопленнике, который звал его к себе. Очевидно, и он суеверен. Из разговора Павлуши видно, что в нем гораздо больше рационализма, чем у всех остальных ребят. Павлуша — в будущем Хорь. Тот же ум, та же сметливость, и тот же здравый смысл. У всех у них обнаруживается общее: гнетущая ум тяжесть суеверий.

Очевидно, тут сказались общие условия крестьянской жизни: полная зависимость от природы, от ее милостей и немилостей, многие века крепостного строя, безграмотность и невежество. На этой почве возникло обожествление природы, вера в ТО, что силы природы — те же живые существа, созданные по образу и подобию человека, но с отклонениями от него.