Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> Библейский сюжет в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение на тему «Библейский сюжет в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть реальность и фантастика, сатира и любовная лирика.
Особо выделяются четыре главы историко-философского характера. Этот «роман в романе» — повествование о Христе и Понтии Пилате.
Главы о прокураторе Иудеи и Иешуа Га-Ноцри (Иисусе Христе) пишет главный булгаковский герой — Мастер. Созданный по библейскому сюжету, этот роман стал судьбой его автора. Мастер, по воле Булгакова так изложил известную библейскую историю осуждения и казни Христа, что в ее реальности невозможно усомниться. История получилась такая земная, такая живая, будто сам Булгаков присутствовал при всем этом. Иешуа в изображении Мастера — не мифологический персонаж, а живой человек, способный испытывать и возмущение, и досаду. Он боится боли, боится смерти. Но при внешней обыкновенности Иешуа — необыкновенный человек. Сверхъестественная сила Иешуа заключена в смысле его слов, в его убежденности в их правоте. Но главное качество, отличающее Иешуа от всех остальных персонажей романа, — независимость разума и духа. Они лишены условностей и догм. Они свободны. Независимость и внутреннюю стойкость не могут убить в нем ни сила власти Понтия Пилата, ни угроза смерти. Благодаря этой независимости разума и духа перед Иешуа открываются скрытые от других истины. И он несет эти очень опасные для властей истины людям.
Чтобы создать такого героя, Мастер сам должен обладать хоть некоторыми его качествами. Мастер исповедует те же истины, проповедует добро и справедливость, хотя он сам не был смиренным, терпимым и благочестивым. Но есть в Мастере та же независимость, та же внутренняя духовная свобода, что и у его героя, идущего на Голгофу.
С ужасом слушает прокуратор Иудеи рассуждения о власти, в том числе и о кесаревой. Иешуа говорит, что наступит время, когда никакая власть не будет нужна. Такие слова Пилату было не только страшно, но и рискованно слушать. Охраняя себя от посторонних ушей, прокуратор почти прокричал: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной власти, чем власть императора Тиверия!» Эта фраза взята Булгаковым, естественно, не из исторических источников. Она — из современных ему газет. Писатель заменил только имя. Вообще, если бы читатели могли прочитать роман в то время, они наверняка заметили бы перекличку описанной библейской истории с современностью. Решения Синедриона и Понтия Пилата напоминают решения рап- повцев, Главреперткома и других современных Булгакову официальных организаций. Схожесть — в зверском, оголтелом фанатизме, в страхе перед инакомыслием.
Булгаков знал твердо, что опубликовать роман он не сможет, что рано или поздно он будет распят за этот роман. Но в писателе жила слабая надежда на здравый смысл современного ему «прокуратора». Не сбылось.
Герой романа Мастера, Иешуа Га-Ноцри, приговорен. Его мирные речи, отвергающие насилие, опасней для власти, чем прямой призыв к мятежу. Иешуа опаснее убийцы, которого помиловал Понтий Пилат. И, хотя Иешуа сумел покорить прокуратора своим умом и удивительной силой слова, Пилат отправляет на смерть именно его, боясь за себя, за свою карьеру. Как политик Понтий Пилат победил, но потерпел поражение перед великой силой духа. И прокуратор это понял.
Понтий Пилат напоминал Булгакову некоторых современных писателю политиков и государственных деятелей. Но есть существенное различие: расправа над невинным стоила Пилату тяжелых душевных мучений, а современным писателю политикам удавалось избежать даже укоров собственной совести. Так библейский сюжет соприкоснулся с реальной жизнью.