Непреодолимая сила заключена в чувстве любви. Все, чем мы сейчас так дорожим: материальные блага, власть, положение в обществе, стремление к славе — все когда-нибудь рано или поздно исчезнет. Но любовь невозможно уничтожить так же, как нельзя убить талант, искусство, красоту, добро… Любовь непременно останется — огромная, колоссальная, неземная любовь. «Любовище», — называл такое чувство Владимир Маяковский. Не столь важно, будет ли это любовь мужчины и женщины, матери к ребенку, патриота к родине. Все это можно назвать единым словом — любовь. В романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков ставит любовь между главными героями далеко не на последнее место. Автор придает ей в своем произведении колоссальное значение. Это и позволило нам назвать его произведение романом о любви.
«Любовь поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» — говорил Мастер. Подобное чувство, как и великий талант, встречается редко, и за него, как за любой великий дар, нужно заплатить немалую цену. У Маргариты было все, что только можно пожелать: красивый, добрый, честный муж, прекрасный особняк, предметы роскоши — словом, все материальные блага. Она «могла купить все, что ей понравится», она «не знала ужасов житья в совместной квартире» — и вдруг бросить привычную жизнь, уйти к нищему писателю и отдаться воле судьбы. У Маргариты не было ни ребенка, ни любимого мужчины. Но судьба наградила ее: пришла любовь, неся с собой не только счастье и блаженство, но и страдания, и скорую разлуку. Никто не находит настоящей любви легко, без страданий и жертв. Чувство, возникшее между Мастером и Маргаритой, первоначально было обречено на разлуку.
Даже желтые цветы в руках Маргариты в первый день их встречи — предвестники расставания. Желтый — «нехороший цвет», тревожный, беспокойный, давящий на психику(вспомним желтые обои в комнате Сони, Раскольникова, процентщицы в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского). Желтые цветы в те времена, когда язык цвета был очень важен, дарили мужчины своим бывшим возлюбленным, говоря им о разлуке. Не одно испытание пришлось пережить Маргарите ради любимого человека. Чтобы спасти мастера из психиатрической больницы, Маргарита превращается в ведьму и становится хозяйкой на балу у сатаны. Воланд, как мудрое и вечное существо знал, что за любовь нужно платить.
Тяжелая цепь Королевы бала впилась в шею Маргариты, колено и рука, которые целовали ожившие мертвецы, опухли. Героиню купают в крови.… То, что ей довелось увидеть на балу у Воланда страшно даже представить. Чертов бал стоил Королеве Марго огромного мужества, силы, мудрости и милосердия. Когда бал окончен, окровавленная, еле стоящая от усталости Маргарита просит простить Фриду, удушившую платком собственного ребенка. И Воланд-Сатана понял ее благородный поступок, гордость, не позволяющую о чем-либо просить, и вернул ей Мастера. Михаил Булгаков писал свой роман, который считал незаконченным, уже перед кончиной и, как все одаренные люди, чувствовал приближение смерти, поэтому тема Покоя волновала его самого.
Ведь он и есть Мастер, чьи произведения не признавали, не печатали, но «рукописи не горят, и роман увидел свет. Это произведение — одно из самых читаемых и раньше и сейчас, по роману поставлены спектакли, снят фильм. После показа сериала молодежь бросилась в библиотеки читать это странное, загадочное и такое притягательное произведение. История любви в романе имеет счастливый конец. Любовь героев, «о которой мечтают женщины» и на «которую больше не способны мужчины», не исчезла.
Великий Талант и Великая Любовь бессмертны, потому что все должно быть «правильно, на этом построен мир».