Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Был ли Базаров героем своего времени? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Сочинение на тему «Был ли Базаров героем своего времени? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)»

Беспокойный, но тоскующий Базаров, несмотря на весь его нигилизм.
Ф. М. Достоевский
XIX век. Век развития лучших традиций русской классической литературы. Век, ознаменованный глобальными историческими событиями, которые повлияли не только на общество и стронув целом, но и на каждую личность в частности. Век появления и крушения идей, иллюзий и разочарований, поисков героя и способа нравственного оздоровления общества.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» появился тогда, когда исчерпал себя путь поиска героя, начатый А.С.Грибоедовым в комедии «Горе от ума» (Чацкий) и продолженный А.С.Пушкиным (Онегин), М.Ю.Лермонтовым (Печорин), И.С.Тургеневым (Рудин, Инсаров). Герой-дворянин, исключительная личность оказался несостоятельным, «состарившимся в бездействии». Его будущее — Илья Ильич Обломов, герой одноименного романа И.А.Гончарова.
Должен был появиться новый герой, герой, отвечающий запросам времени, герой, отражающий его своеобразие: растерянность в умах, бездействие, отсутствие одной идеи, объединяющей общество, и наличие множества, общество разделяющих. И такой герой появился именно у И.С.Тургенева как у писателя, наиболее чупиао реагирующего на социальные перемены.
Евгений Васильевич Базаров. Кто он? «Я хотел сделать из него лицо трагическое», —скажет о своем герое сам Тургенев, и именно трагичность Базарова и является порождением его времени.
Базаров представляет одну из многочисленных теорий своего времени — нигилизм, пришедший из Германии, но прижившийся на русской почве крайне ограниченно и именно в это время. Но разве на пустом месте появился нигилизм? Отрицание всего, что составляет основу существования русского дворянства: любви как чувства, а не как физиологии («Проштудируй-ка анатомию глаза, откуда там взяться загадочному взгляду?»), искусства, поскольку оно бесполезно, природы как источника наслаждения («Природа не храм, а мастерская»), смерти как философской категории, а не как медицинского явления? Конечно, нет. Если эти нравственные ценности не спасли русское общество, значит, их нужно перечеркнуть, то есть отрицать. Вот откуда идея Базарова, признающего только то, что можно «потрогать руками», что проверил опытным путем, что материально. Все духовное же он отрицает.
Базаров — первый герой русской литературы, который действует, который работает («лягушек режет»), который имеет профессию: он врач. И профессия не случайна, она тоже отражает время. Врач лечит, а общество больно, и Базаров как бы призван лечить это общество. Недаром он говорит: «Исправьте общество — и болезней не будет».
Конфликт романа, в свою очередь, является порождением времени. Что происходит в реальном мире? Спор дворян и разночинцев, либералов и радикалов, старого и нового, спор поколений, спор «отцов и детей». Что происходит в романе? Спор между П.П.Кирсановым (дворянином, аристократом, либералом, представителем «отцов», человеком, для которого «принсипы» важнее живой жизни) и Е.В.Базаровым (разночинцем, «плебеем» («Мой дед землю пахал»), радикалом, представителем «детей», который пришел «место расчистить»).
Судьба Базарова тоже закономерна. Испытание временем выдержали только истинные ценности, а ими являются категории бытия: любовь, природа, искусство, жизнь, смерть. Базаров познает любовь и понимает, что чувство не поддается препарированию, он не может разумом подавить в себе любовь к Одинцовой. Одно звено цепи, составляющей его теорию, рушится. Что же делать человеку, привыкшему верить только опыту, когда огромный пласт таким образом добытых знаний оказался не твердой почвой, а трясиной? Сомневаться во всем остальном. Микроб уже попал в кровь Базарова со стороны духа, теперь осталось поразить тело. И совершенно логично болезнью, от которой умирает Базаров, является заражение крови. Он отравлен изнутри и должен умереть. Теория рушится, и поставить на ее место нечего. «Нужен ли я России?» —вопрос Базарова перед смертью. И герой приходит к выводу, что, видимо, не нужен.
Трагическая личность. Не «волк», как говорил Тургенев, не герой, а человек, чьи ошибки и заблуждения являются ошибками и заблуждениями мира, общества, времени, идейные искания которого Базаров и отразил.