Тонкий психолог, Булгаков, переплетая в своем произведении «Мастер и Маргарита» реалистическое и фантастическое, добился возможности сатирически изобразить Москву 30-х годов.
Все события романа развиваются в трех временных планах: настоящее — это сатирическое изображение Москвы и ее нравов; фантастическое — похождения Воланда и его свиты по современной Москве; историческое — библейская новозаветная история. Все они очень тесно взаимосвязаны и переплетаются, как картины в мозаике, образуя полный и достоверный образ Москвы.
Сатирическая сторона романа связана с изображением современной Булгакову Москвы и ее обитателей — москвичей. Ведь они — дети своего времени, жильцы «нехорошей квартиры» Москвы. А с вторжением в нее Воланда и его озорной свиты сатира перерастет в сарказм, даже глумление над всеми пороками людей, которые невозможно уничтожить. Пороки, как вирус из древних времен, проникают и размножаются в мировых размерах везде и всюду. Вот такой благоприятной средой для них и стала Москва, с подходящей атмосферой, насквозь пропитанной бездуховностью, пошлостью, жадностью, завистью и карьеризмом. Люди, как губка, впитывают в себя все эти пороки. Они здесь такие же испорченные, как и сама Москва. Вот свита Воланда нашла себе достойное применение в Москве: они забавляются над мелкими пакостниками, мошенниками, убийцами, взяточниками и бюрократами — над всеми своими «подведомственными».
Да, ничего не изменилось с давних времен. Все, как и раньше: еще в древнем Ершалаиме Понтий Пилат не знал свободы, он полностью зависел от кесаря и его власти. Так и сейчас жители не знают свободы: они рады власти, своей должности и свершившейся карьере.
Все они связаны путами установок свыше, инструкциями и планами. Люди запуганы и замкнуты в себе. Привычный, жизненный порядок нарушен: конферансье в варьете, человек без юмора, вымучивает шутки для зрителей, над которыми никто не смеется; литературные критики «говорят не то, что хотят сказать»; писатели МАССОЛИТа бездарны и завистливы, пишут произведения лишь ради денег, забывая о духовности своего творчества.
Булгаков и его помощники из свиты Воланда безжалостны ко всем, кто продал себя в вечное рабство денег. Они вскрывают всю сущность людей и высмеивают их. Тот же буфетчик варьете обворовывает не только посетителей буфета, но и самого себя, он лишает себя всех естественных, человеческих радостей жизни. В этом мире отсутствует всякое почтение индивидуальной личности, гуманность к людям и даже к себе самому. Люди готовы уничтожить себя и окружающих ради денег и должности.
Берлиоз, человек начитанный, учит молодежь безверию, отучает ее от свободолюбия.
И лишь одно заведение свободно от всех этих пороков, лишь в нем одном люди раскрепощены — это клиника Стравинского, «дом скорби». Лишь здесь люди предаются размышлениям и говорят то, что думают, они избавлены от всех московских недостатков и недочетов.
Вся Москва погрязла в своих грехах, и недаром здесь появился Воланд со своей свитой. Он выступает как орудие воздаяния за добро и зло, ведь это он — та сила, что «вечно хочет зла», но совершает добро, восстанавливая тем самым справедливость в Москве, да и, пожалуй, во всем мире.