Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> "Дневник повседневных дум..." (по лирике Ф. И. Тютчева)

Сочинение на тему ««Дневник повседневных дум…» (по лирике Ф. И. Тютчева)»

Душа моя Элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных…

Ф. Тютчев

Так писал Тютчев о себе. Он действительно обладал неизмеримо глубокой душой, «жилицей двух миров», которая все время искала что-то, жаждала познать мир. Поэтому диапазон тютчевской лирики так широк. Он размышлял обо всем: о человеке, об обществе, о чувствах, о природе, о весне, о жизни, о смерти, о мироздании, о вечном. Каждая из тем важна и значительна. Поэт обо всем думает с одинаковым интересом. В особенности характерно для Тютчева то, что всякое явление он воспринимает двояко. В его лирике мирно соседствуют вселенская гармония и вселенский хаос, любовь и смерть, величие и ничтожество, вечность и мгновение, борьба и смирение. Двойственность эта воспринимается читателем как нечто само собой разумеющееся и не вызывает удивления.

О чем же думал Тютчев, и как эти мысли отражались в стихах? В первую очередь нужно сказать о том, что вся его лирика посвящена в той или иной мере поискам смысла бытия. Именно бытия, а не жизни, поскольку «жизнь» — это слишком узкое понятие, а Тютчев охватывал мысленным взором огромные масштабы, всю Вселенную. Сложно сформулировать, в чем же действительно видел поэт истинный смысл бытия. Мне кажется, что этот смысл для него заключен и в любви, и в слиянии с природой, и в борьбе.

Тютчев во многих стихотворениях представляет человека как крохотную молекулу в стройной системе мироздания:

И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.

Однако, если мы сделаем поспешный вывод, будто поэт воспринимает человека лишь как ничего не значащее насекомое, мы ошибемся. Никогда не следует забывать о двойном мировосприятии Тютчева. В одном стихотворении человек для него «сирота», зато в другом — повелитель мира:

По высям творенья, как Бог, я шагал
И мир подо мною недвижный сиял.

Человек здесь вознесен на недосягаемую высоту, он царь природы, его роль во Вселенной неоценима.

Также очень интересны размышления Тютчева о сне и бессоннице. Мысли эти занимают немалое место в его творчестве и помогают лучше понять, а скорее даже почувствовать мироощущение автора. Для него жизнь человеческая — не что иное, как существование на грани яви и сна. Вспомним, сколько стихотворений посвятил он снам: «Сны», «Близнецы», «Сон на море». Сон для Тютчева может быть «волшебным», «младенчески-прекрасным», а молсет быть близнецом смерти. Но в любом случае — он часть человеческого существования, не менее реальная, чем явь. Поэтому такой мучительной бывает бессонница, об этом Тютчев пишет в двух стихотворениях «Бессонница», разделенных почти половиной столетия. Самое интересное, что, сравнивая оба стихотворения, мы понимаем, что мировосприятие поэта осталось неизменным. И в том, и в другом стихотворении — тоска, пустота, одиночество. Вывод напрашивается сам собой: одни и те же силы движут мыслями и юноши, и старика. Пусть меняются чувства, приходит жизненный опыт, накапливаются разочарования, но ощущения остаются те же.

Наряду с человеческим существованием Тютчева занимала и лшзнь природы. Для него природа всегда была живым существом; для поэта не существовало более полного наслаждения, чем жить с природой одной жизнью, быть частью се, наслаждаться ею. Для него она «не слепок, не бездушный лик». Он свято верит в одушевленпость природы. Более тою, для него каждое человеческое чувство, переживание, мысль имеют в природе свой отзвук. Поэтому жизнь души и жизнь природы неразделимы. Всегда неизменной остается истина:

Дума за думой, волна за волной —
Два проявленья стихии одной….

Природа часто принимает у Тютчева человеческий облик. Например, у него есть такие строки о весне:

Бессмертьем взор ее сияет
И ни морщины на челе.

Невольно перед мысленным взором возникает цветущая молодая женщина безупречной красоты. Ее бессмертность не мешает ей быть человеком.

Есть еще одна деталь, которая делает все явления природы лсивыми — это их человеческие «действия». Розы «вздыхают», «лазурь небесная смеется», осенняя природа освещена «кроткой улыбкой увяданья», солнце глядит «исподлобья», «вечер пламенный и бурный обрывает свой венок». Любой человек может увидеть/ почувствовать, разгадать в природе ее живые чувства. Никогда не нужно забывать:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в пей есть язык…

И, наконец, немалое значение в творчестве Тютчева играет любовная лирика. Об этом можно говорить бесконечно, поскольку любовь у поэта имеет множество различных оттенков. Она одновременно «и блаженство и безнадежность». Соединение двух любящих сердец для него не что иное, как «поединок роковой», но в то лее время он не желает расставаться с этим чувством:

Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Он далее проводит неожиданную параллель между самоубийством и любовью. Но не следует забывать, что смерть никогда не была пугающей для Тютчева. Она для него — близнец сна; он никогда не говорил о ней со страхом. Может быть, это оттого, что он умел ценить все преподносимое нам жизнью и благодарить ее за это. Вот почему название «дневник повседневных дум» так подходит к лирике Тютчева. Он думал обо всем: и о вечном, и о самом нич-толеном. Словом, о том, о чем размышляет каждый человек в течение своей лсизни. Будучи поэтом, Тютчев (тем он и отличается от обычных людей) сумел оформить свои мысли в слова, хотя сам признавался, что «мысль изреченная есть ложь». Кто знает, может быть, его стихи помогут многим найти ответы на не дающие покоя вопросы?