Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> "Дни Турбиных" — пьеса об интеллигенции и революции

Сочинение на тему ««Дни Турбиных» — пьеса об интеллигенции и революции»

Ведущей темой пьесы «Дни Турбиных» стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу в пьесе противопоставлялось упорное стремление сохранить нормальный быт, «бронзовую лампу под абажуром», «белизну скатерти», «кремовые шторы».

Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Семья Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где старший брат — полковник, младший — юнкер, сестра — жена полковника. И все друзья тоже военные. У них большая квартира, где есть библиотека, где за ужином пьют вино, где играют на рояле и нестройно поют российский гимн, хотя уже год как царя нет, а в Бога никто не верит. В этот дом всегда можно прийти. Здесь помоют и накормят замерзшего капитана Мышлаевского, который бранится на чем свет стоит, и немцев, и Петлюру, и гетмана. Здесь не очень удивятся неожиданному появлению «кузена из Житомира» Лариосика и приютят его. Это дружная семья, все любят друг друга, но без сентиментальности. Для восемнадцатилетнего Николки, жаждущего битв, старший брат является высшим авторитетом.

Алексей Турбин в тридцать лет уже полковник. За его плечами только что закончившаяся война с Германией, а на войне талантливые офицеры быстро продвигаются по службе. Булгакову удалось в лице Алексея дать обобщенный образ именно русского офицера, продолжая портретную галерею толстовских, чеховских, купринских офицеров. Особенно близок Турбин к Рошину из «Хождения но мукам». Оба они — хорошие, честные, умные люди, болеющие за судьбу России. Они служили Родине и хотят ей служить, ио приходит такой момент, когда им кажется, что Россия гибнет.

В пьесе есть две сцены, где особенно ярко проявляется характер Алексея Турбина. Первая сцена: в кругу друзей и близких, за «кремовыми шторами», которые не могут укрыть от войн и революций, Турбин говорит о том, что его волнует; он сожалеет, что раньше не мог предвидеть, «что такое Петлюра». Он говорит, что это «миф», «туман». В России, по мнению Турбина, две силы: большевики и бывшие царские военные. Скоро придут большевики, и Турбин склонен думать, что победа будет за ними. Во второй кульминационной сцене Турбин уже действует. Он командует. Турбин распускает дивизион, приказывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться по домам. Гетман и его подручные бежали, бросив армию на произвол судьбы. Теперь уже некого защищать. И Турбин принимает тяжелое решение: он не хочет больше участвовать в «этом балагане», понимая, что дальнейшее кровопролитие бессмысленно. В его душе нарастают боль и отчаяние. Но командирский дух в нем силен. «Не сметь!» -Кричит он, когда один из офицеров предлагает ему бежать к Деникину на Дон. Турбин понимает, что там та же «штабная орава», которая заставляет офицеров драться с собственным народом. А когда народ победит и «расколет головы» офицерам, Деникин тоже убежит за границу. Турбин не может сталкивать одного русского человека с другим.

Алексей Турбин, потребовав, чтобы все сияли погоны, сам остается в ди-виаиоие до конца. Николай, брат, верно понимает, что командир «смерти от позора ждет». И дожидается ее: он погибает иод пулями петлюровцев.

Алексей Турбин — трагический образ, цельный, волевой, сильный, смелый, гордый. Он пал жертвой обмана и предательства тех, за кого сражался. Строй рухнул и погубил многих из тех, кто ему служил. Но, погибая, Турбин понял, что был обманут, что сила у тех, кто с народом. Булгаков обладал тонким историческим чутьем и верно понимал расстановку сил. Долго не могли простить Булгакову его любви к своим героям.

В последнем действии Мышлаевский кричит: «Большевики?.. Великолепно! Мне надоело изображать навоз в проруби… Пусть мобилизуют». Грубоватый, громкоголосый, но честный и прямой, хороший товарищ и хороший солдат, капитан Мышлаевский продолжает в литературе известный тип русского военного от Дениса Давыдова до наших дней, но он показан в новой, небывалой еще войне -гражданской. Он продолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о гибели белого движения, мысль важную, ведущую в пьесе.

В доме есть и «крыса, бегущая с корабля», — полковник Тальберг. Он вначале пугается, лжет о «командировке» в Берлин, потом о «командировке» на Дон, дает лицемерные обещания жене, за которыми следует трусливое бегство.

Мы так привыкли к названию «Дни Турбиных», что не задумываемся над тем, почему так названа пьеса. Слово «Дни» означает время, те считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных, судьба всего уклада жизни этой русской интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная, погубленная уничтоженная жизнь, а переход к новому существованию в новых революционных условиях, начало жизни и работы с большевиками. Такие, как Мышлаевский, будут хорошо служить и в Красной Армии, певец Шервинский найдет благодарную публику, а Николка, наверное, будет учиться. Финал пьесы звучит мажорно. Нам хочется верить, что все прекрасные герои булгаковской пьесы действительно станут счастливыми, что минует их участь многих интеллигентов страшных тридцатых, сороковых, пятидесятых годов непростого XX века.