Вы находитесь: Главная страница> Булгаков Михаил> ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» (2)

Сочинение на тему «ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» (2)»

Наверное, у каждого писателя есть произведение, которое можно назвать главным трудом всей его жиз¬ни; произведение, в котором отражены все пережива¬ния, мысли, темы, волнующие его, которое является итогом его творческого пути. Таким для Булгакова явля¬ется роман «Мастер и Маргарита», и одна из вечных тем, которая затрагивается здесь, — это тема добра и зла. Булгаков верит в закон справедливости, правого суда, неизбежного возмездия, и в романе автор хочет воздать по заслугам за добро и зло. Герой романа — Мастер, по¬добно самому Булгакову, тоже решает для себя главный вопрос жизни: что первично и что вторично — Добро или Зло? Конечно, Добро — по утверждению героя кни¬ги. «Злых людей нет на свете» — есть люди, испорчен¬ные обстоятельствами. Есть искалеченные ближними, несчастные и оттого ожесточившиеся. Но все по природе своей добры. И надо только помочь осуществиться их природной доброте. Сделать это можно силою слова, убежденного, честного и открытого. Но ни в коем случае не силою власти, так как «всякая власть является наси¬лием над людьми… настанет время, когда не будет влас¬ти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек пе¬рейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть…».
Справедливость в романе неизбежно празднует по¬беду, но достигается это чаще всего колдовским, непо¬стижимым образом. На балу у сатаны Азазелло, не ве¬дая жалости, убивает барона Майгеля, прославившего¬ся в Москве чрезмерной любознательностью и «не менее развитой разговорчивостью», и мессир с наслаж¬дением пьет из чаши кровь напросившегося к нему, чтобы подсмотреть и подслушать, гостя. А немного спустя Воланд вызывает пред грозные свои очи тень человека в одном белье и с чемоданом в руках, близко¬го к умоисступлению. Это Алоизий Могарыч, написав¬ший жалобу на Мастера, чтобы занять его комнатуш¬ки. «…Я ванну пристроил…, — стуча зубами, кричал Могарыч и в ужасе понес какую-то околесицу, — одна побелка… купорос…» Но Алоизий уже наказан за зло: его сдуло неведомо куда, а квартирка в особняке заст¬ройщика освобождена для Мастера и Маргариты. Тот же закон справедливости, воздаяния за добро и зло неукоснительно торжествует в истории Иешуа Га- Ноцри. Булгакову показалось недостаточным, чтобы предатель Иуда казнил сам себя, повесившись на смо¬ковнице, и он убивает его с помощью подосланных Пи¬латом наемных убийц. Слуга зла должен быть уничто¬жен самим злом. Добро не всегда решится на возмез¬дие. Но зло привычно казнит само себя: доносчиков, предателей убирают их хозяева. Наказан и Понтий Пилат. Он должен будет две тысячи лет терзаться бес¬сонницей, головной болью и пыткой вечного воспомина¬ния о той роковой минуте, когда он выдал палачам Ие¬шуа. Ему долго придется сидеть в своем каменном кресле на безрадостной плоской вершине и глядеть на черно-красную лужу. То ли пролитое когда-то нелов¬ким рабом вино, то ли невинная кровь Иешуа.
Маргарита тоже хочет справедливости, торжества добра над злом. И мстит Латунскому, став ведьмой. Не застав недруга Мастера дома, Маргарита бьет окна в его квартире, открывает краны с водой, раскалывает шкафы и топит в ванне новый костюм критика — уст¬раивает полный разгром.
Маргарита нравится Воланду своей решимостью и гордостью. Однажды он подает ей совет: «…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все да¬дут». Значит, даже Воланд, всесильный и всезнающий Воланд, верит в то, что каждому воздастся по его де¬лам. Но без милосердия, по убеждению Булгакова, не может быть справедливости. Милосердной в романе выступает Маргарита. Она отказывается от предложе¬ния Воланда покарать Латунского мгновенной смертью. Она просто устраивает разгром. Маргарита заступает¬ся и за Фриду. Она обращается к Воланду с просьбой помиловать ее. Милосердие и всепрощение — не одно и то же. Если Иешуа простил всех, то Маргарита не прощает зло. Она не святая, она способна мстить, но в то же время ей жаль и Фриду, и Понтия Пилата. Чувствительность и жалость человека сильнее дьявола, торжество добра не сводится к наказанию преступни¬ков. Несмотря на то что милосердие Маргариты раз¬дражает Воланда, он говорит: «Повторяется история с Фридой? Но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир». В этих словах Воланда твердая вера автора в силу справедли¬вости. Здесь заложена важная мысль: зовя к отмще¬нию, правая сила не способна упиваться жестокостью, бесконечно наслаждаться местью. Милосердие необхо¬димо справедливости.
Понтий Пилат, как и Фрида, получает в конце кон¬цов прощение, и Воланд говорит Мастеру, что теперь он может закончить свой роман одной фразой: «Свободен! Свободен!» Но роман на этом не кончается. Роман при¬водит к мысли о законе справедливости, о том, что каж¬дый человек ответственен за добро и зло. Чтобы верить в такую справедливость, не обязательно быть религиоз¬ным. Ведь в жизни, как бы неблагоприятно ни склады¬вались обстоятельства, рано или поздно правда выходит наружу и разоблачает клевету и ложь. Пойманный с поличным на взятке, Никанор Иванович Босой созна¬ется: «…брал, но брал нашими, советскими! Прописывал за деньги, не спорю, бывало… Но валюты я не брал!» Никанор Иванович подчеркивает различие «я как граж¬данин» и «я как заурядный мошенник». Ему кажется, что он заслужит снисхождение, если ему удастся дока¬зать свою преданность режиму.
Булгаков проповедует истину добра, но он не был смиренным и благочестивым проповедником. Он не столько вел прямую проповедь добра, сколько расчи¬щал ему дорогу, воюя со злом. Как сатирик и худож¬ник с буйной фантазией, он был больше сродни самому Воланду. Может, поэтому его он и сделал главным пер¬сонажем романа, выставив его против врагов как в ро¬мане, так и в реальной жизни. Воланд же предсказы¬вает и судьбу романа: «…ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Эти слова произносит Воланд, прощаясь с Мастером после волшебного бала. Мы читаем эти слова, как будто они обращены и к роману «Мастер и Маргарита». Жизнь описала этот роман в романе, она подарила новую судьбу книге и тем сделала еще неот¬разимее идею справедливости, в которую так верил и которой так дорожил Булгаков.