«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
Мефистофель, «Фауст»
Проблемы таких категорий философии как добро и зло волновали умы писателей всех времен. Каждый автор по-своему старался представить себе, что же представляет из себя добро, а что можно отнести к категории зла. И М.Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» также обращается к этим вечным вопросам.
На мой взгляд, у М.Булгакова четкое разделение мира на добро и зло отсутствует, в отличие от произведений многих других писателей. Более того, в мире романа происходит борьба не столько внешних сил, сколько борьба внутри самого человека. Тем самым поднимаются такие вопросы, как индивидуальный выбор человека, его собственная вера в себя, внутренняя борьба.
Итак, роман хронологически разделен на две части: во-первых, это главы, описывающие Москву 30-х гг; во-вторых, это ершалаимские главы, действие которых происходит в начале нашей эры.
Олицетворением зла, как кажется на первый взгляд, выступают в московских главах Воланд и его свита. Воланд — это булгаковский Сатана, вскрывающий людские пороки и подталкивающий москвичей на их свершение. Чего только стоят сеанс «черной магии» в Варьете, проделки кота Бегемота, Азазелло с Лиходеевым, Босым, Рюхиным. С появлением Воланда, кажется, что Москва перевернулась с ног на голову. Однако, если внимательно присмотреться, не Воланд стал причиной распространения подобного проявления «зла»: корысти, честолюбия, жадности, алчности. Они жили в московском обществе. Он их лишь обнажил.
С другой стороны, вернемся на «двенадцать тысяч лун» назад. Понтий Пилат — это также явное проявление Зла. Иудейский прокурор осуждает Иешуа Га-Ноцри. Однако, внутри Понтия Пилата борются два начала. Ему хочется сделать добро. Он искренне считает, что Иешуа не виновен. Но Пилат не может противостоять своему сану. Он остается на стороне зла, и именно это становится причиной его внутреннего конфликта. Он ищет его разрешения в отмщении за Иешуа. Он приказывает убить Иуду. Он хочет искупить свою вину. Но, в конце концов, Пилат смог обрести покой только тогда, когда искренне раскаялся в содеянном.
С другой стороны обратимся к образам Мастера и Маргариты. Они — воплощение добра, любви, чистоты, света. Но даже Мастер, которому открылась истина, который написал вечное произведение, отвержен обществом. Не сумев противиться общественной критике, он поддался своим внутренним страхам, он сбежал от этого мира.
Что же касается Маргариты — она, по М.Булгакову, представляет собой идеальный образ женщины. Но именно она пошла на соглашение с силами Зла. Именно она жестоким образом отмстила тем, кто отверг Мастера. Она пытается бороться методами зла — со злом.
Таким образом, на судьбах нескольких персонажей М.Булгаков показывает читателям сущность Добра, которое не может существовать без Зла, и наоборот. Одно не может жить без другого. Вечная борьба, как в обществе, так и внутри одного человека никогда не сможет завершиться победой одной стороны. И именно поэтому проблемы Добра и Зла также останутся вечными.