Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался.
А.С. Пушкин
А.С. Грибоедов, автор бессмертной комедии «Горе от ума», близок и дорог нам как передовой деятель и мыслитель, оказавший глубокое и плодотворное влияние на развитие национальной русской культуры. Свою нравственно-воспитательную силу комедия не утратила и в наше время, поражая нас блеском языка, ярким изображением быта и нравов, реалистической типичностью образов. При всем том «Горе от ума» не воспринимается нами как памятник художественной литературы. Когда мы читаем комедию или смотрим ее в театре, то ощущаем живой интерес к тому, что случилось в доме Павла Афанасьевича Фамусова почти сто восемьдесят лет тому назад.
В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь первой половины XIX века. Утверждая принцип реализма, Грибоедов показал те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрыл характеры своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала. Художественное новаторство Грибоедова проявилось в том, что он преодолел одностороннюю характеристику своих героев, свойственную писателям XVIII века, и многосторонне обрисовал их.
Центральный женский образ комедии — София (Софья) Павловна Фамусова. Ей отводится непростая, но очень важная роль — «отражать атаки» Чацкого. Однако образ Софьи в комедии противоречив. «Софья начертана неясно», — отмечал в свое время А.С. Пушкин. Действительно, она наделена и положительными чертами, которые вызвали интерес со стороны такого незаурядного человека, как Чацкий, и отрицательными, постоянно усиливающими его недоумение и разочарование.
Рассматривая образ Софьи в критическом этюде «Мильон терзаний», И.А. Гончаров писал: «Софья Павловна вовсе не так виновата, как кажется… В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое; горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию… Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Действительно, семнадцатилетняя дочь Фамусова рано осталась без матери. Она получила типичное для дворян домашнее образование: после смерти матери была воспитана «мадамой» старушкой Розье, которая за «лишних» пятьсот рублей позволила сманить себя в другой дом. Другом детства Софьи был Чацкий, он же стал героем ее первого отроческого «романа». Но за три года, что Чацкий отсутствовал, она очень изменилась, что отмечает сам Чацкий: «В семнадцать лет вы расцвели прелестно, / Неподражаемо, и это вам известно…» Но Софья изменилась не только внешне, но и внутренне. Героем ее романа стал секретарь отца, Мол- чалин. С ним она проводит дни и ночи, играя на фортепиано и читая любимые книги. Воспитанная на сентиментальных романах, она воображает себя героиней «чувствительного» романа и потому отвергает и чересчур язвительного, не по-московски смелого Чацкого, и полковника Скалозуба, богатого, но ограниченного человека. Ее сердце принадлежит Молчалину, человеку ловкому, угодливому и лживому. Но Софья видит его совсем другим:
Он, наконец, уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе поступков никаких.
Сыграло известную роль в ее увлечении Молчалиным и другое обстоятельство, на которое указывает Гончаров. Софью привлекало в Мол- чалине влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Таким образом, любовь Софьи к Молчалину полностью освобождена от каких-то расчетов, и это говорит о независимости ее натуры, отсутствии корыстных интересов. Но хорошие черты и природные задатки Софьи не могли получить в фамусовском обществе своего развития. Наоборот, ложное воспитание привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Чтобы отомстить Чацкому за его резкие слова о Молчалине, она распускает среди гостей сплетню о сумасшествии Чацкого. Софья пользуется традиционными методами, весьма распространенными в светском обществе: выдумка о сумасшествии; клевета, сплетни могли очень больно ранить человека, скомпрометировать его. Чацкий отомщен тем способом, который в свете был самым действенным. Потрясенный Чацкий, узнав правду, уезжает из Москвы. Он понимает наконец, что за годы их разлуки Софья не научилась критически осмысливать окружающее, что она настолько поддалась влиянию «фамусовщины», что стала активной защитницей их интересов. Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия («Три года не писал…»), не только потому, что на ее жизненном пути появился человек, воплотивший ее представления о романтическом герое, но и потому, что насмешливый и умный Чацкий не «свой», он из другого круга.
Вопрос: «Достойна ли Софья любви Чацкого?» — остается открытым.
С одной стороны, сильный и гордый характер девушки не может не вызвать симпатию, участие в ее судьбе. Видимо, и Чацкий восхищался этой самостоятельностью, решительностью Софьи, всегда надеялся на ее понимание, поддержку. Его юношеского чувства «ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест». С другой стороны, именно Софья распускает сплетню о сумасшествии Чацкого, заведомо зная, что она лжет и порочит человека. Ее вероломство и коварство разоблачают истинное лицо. Романтическая маска сорвана, под ней — лицо раздраженной московской барышни. И все-таки Софья не могла составить счастье такого умного, благородного и честного человека, каким был Чацкий.
Образ Софьи — один из центральных в комедии, поскольку объединяет многие сюжетные линии, влияет на цельность композиции всего произведения. Особенность комедии определяется также наличием в ней сквозного действия — стремлением Чацкого узнать, кого Софья предпочла ему. Режиссер Владимир Немирович-Данченко поражался сценическому мастерству Грибоедова. Борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом его разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся в Софье, а не только в ее чувствах к себе. Страшно то, что Софья не только не любит его, но и оказывается в толпе тех, кто клянет и гонит Чацкого, кого он называет «мучителями». В образе Софьи А.С. Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена «фамуеовщиной», как постепенно становится выразительницей интересов той среды, в которой воспитывалась.