Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> «ДУША ПАРИЛА ВВЫСЬ И ТАМ ЗВЕЗДУ НАШЛА» (по лирике А. А. Блока)

Сочинение на тему ««ДУША ПАРИЛА ВВЫСЬ И ТАМ ЗВЕЗДУ НАШЛА» (по лирике А. А. Блока)»

Имя Александра Блока вызывает в душе целую гамму разнообразных чувств: и упоение музыкой сти¬ха, и ощущение того, что вдыхаешь чистейший воздух, озонированный поэзией и революцией, и чувство при¬общения к красоте жизни и ее драматизму, к величай¬шим нравственным и социальным коллизиям века, ко¬торые и сегодня волнуют нас.
Поэзия Блока была единой по своей устремленности. Сам поэт указывал на это, говоря, что три книги его сти¬хов посвящены одному кругу чувств и мыслей.
Первая часть трилогии блоковского «романа в сти¬хах» — лирика первой книги, в центре которой цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В этой книге Блок поко¬ряет нас чистотой и святостью своего чувства, целому¬дрием, чисто фетовской нежностью, но здесь же слы¬шится и голос истинной страсти, прорывающийся сквозь мистическую оболочку и символы:
Когда же первый вспыхнул пламень
И слово к небу понеслось,
Разбился лед, последний камень
Упал, — и сердце занялось.
Стихотворения первой книги Блока заканчиваются циклом «Распутья». Вторая книга переносит действие в современный город. Ключевой цикл ее так и называ¬ется — «Город». После «снов и туманов» поэт перелис¬тывает «первые страницы книги бытия»: «с неумолимой логикой падает с глаз пелена, неумолимые черты бе¬зумного уродства терзают прекрасное лицо». Весенние
зори первой книги сменяются степными вьюгами, мете¬лями, гармония — хаосом. Соприкоснувшись с действи¬тельностью, с ее кричащими противоречиями, поэт по- прежнему страстно ищет света, правды, идеала. Пожа¬луй, наиболее выразительное стихотворение этого цикла — «Незнакомка».
Жанр этого стихотворения — рассказ в стихах. Сю¬жет — встреча в загородном ресторане. В первых строках сатирически изображается социально-бытовой фон: пьяные крики, «женский визг», «пыль переул¬ков», «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи». Они дают представление не только о действительнос¬ти, но и служат средством лирического самораскры¬тия — показывают отчуждение героя от этого мира. Подчеркнуто прозаическому бытовому плану первых строк противостоит романтический мир. Обыденная жизнь приобретает загадочные очертания, и в созна¬нии героя происходит преображение действительнос¬ти. Мечты принимают образ таинственной прекрасной Незнакомки. Герой сам пока не может определить, ре¬альное это видение или оно навеяно винными парами. Но оно так прекрасно:
…Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Недоступная мечта становится для героя символом красоты. Только эта красота — всего лишь плод фан¬тазии. Но поэт продолжит поиски пути к постижению прекрасного.
Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» открывает цикл «Заклятие огнем и мраком». Жизнь здесь предстает как совокупность реалистических де¬талей: «томление рабьих трудов», «колодцы земных городов», плач, неудача. Стихотворение развивает один из основных мотивов лирики Блока: «и отвраще¬ние от жизни и к ней безумная любовь». Поэт пытает¬ся познать мир, ни от чего не отрекаясь, испытать на¬пряжение страстей, пусть трагических, но дающих ощущение полноты жизни, принять ее и вести с ней вечный бой за совершенство — таково стремление ли¬рического героя.
Пламень лирики Блока вспыхнул на рубеже двух веков. Поэт уже тогда предчувствовал грядущее обнов¬ление жизни. «Будет день — и свершится великое, чую в будущем подвиг души», — писал он еще в 1901 году. Его лирика полна таких предчувствий. И поэтому с пер¬вых же книг, со «Стихов о Прекрасной Даме», даже с поэтических опытов юности Блок увлекает нас своей мечтой о прекрасном, своим стремлением к добру и све¬ту. Это и есть сокрытый двигатель его души, причина и следствие глубинного лирического волнения.
В лирике Блока раскрываются золотые россыпи чувств, обилие их оттенков, блеск ума, богатство ассо¬циаций. Тематика его стихов самая разнообразная — от наиболее интимных движений души, от таинства юношеской любви до философских обобщений и ос¬мысления исторического пути народа. И все же в ли¬рике Блока отразилась судьба самого поэта, его жиз¬ненный и творческий подвиг, его полная смуты и рево¬люционных порывов эпоха.
Тема родины пришла к нему с революцией. Но эта тема была подготовлена уже его ранним творчеством. Революция же дала поэту ощущение величия России. Если в образах Прекрасной Дамы, вечно юной Незна¬комки герою виделась красота, которая призвана спа¬сти мир, то с течением времени эта красота все боль¬ше стала раскрываться как красота России, красота народной души. Образ России Блока поражает своей многогранностью, поэтическим обаянием и философ¬ской глубиной. Неброская, но близкая нам красота родной природы, бескрайние пространства, над кото¬рыми то царит загадочная тишина, то полыхают зло¬вещие зарева, то воют и свистят буйные ветры и вих¬ри великих трагических событий нашей истории, где прошлое пересекается с будущим, нищета и страдания народа и широта его души — такой предстает перед нами Россия в стихах Блока. Россия здесь противосто¬ит образам «страшного мира», мира сытых, пошлых, мира угнетения и нищеты. Этот мир поэт призывал разрушить:
Эй, встань и загорись и жги!
Эй, подними свой верный молот,
Чтоб молнией живой расколот Был мрак, где не видать ни зги!
Но, несмотря на трагичность, у Блока жизнь пре¬красна. Это прекрасное начало воплотилось в образе России, в котором душа поэта слилась с душой наро¬да, а прошлое сошлось с будущим. Поэт признается в любви к родине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы, серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
Блок пытается предугадать будущее России. Поэто¬му многие его стихи проникнуты предощущением бли¬зящихся социальных потрясений. С особенной остротой и драматизмом это чувство выразилось в стихотворном цикле «На поле Куликовом». В Куликовской битве поэт увидел «начала высоких и мятежных дней», и истори¬ческий путь России предстал пред ним как вечный бой, как стремительный полет в будущее:
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!
Россия Блока тесно связана с судьбами людей. На¬род не является для поэта абстрактной категорией. Образ народа проходит через всю его поэзию, знаме¬нуя медленное «пробуждение великана». Он может выступать то в образе массы обездоленных, поднимаю¬щихся «из тьмы погреба», то в образе рабочих, готовых противопоставить сытому фабриканту свое единство и решимость. Народ для Блока — это все живые силы России, все лучшее, что в ней есть:
Народ — венец земного цвета,
Краса и гордость всем цветам…
Россия у Блока не только прошлое и настоящее, но и будущее. Живая, могучая и юная Россия виделась Блоку в свете революции, которая призвана коренным образом обновить все сферы человеческой жизни. Это наиболее ярко выражено в третьей книге стихов поэта, где он всенародно заявил о своей вере («новый век взой¬дет») и дал свои заветы новому поколению: «Презренье созревает гневом, А зрелость гнева — есть мятеж». Движение самой истории нашло прямое воплощение в незаконченной поэме Блока «Возмездие». Здесь вы¬ступает перед нами «век девятнадцатый, железный. Воистину жестокий век» и двадцатый век, сулящий «неслыханные перемены, невиданные мятежи». И лейт¬мотивом проходит через поэму тема возмездия — от возмездия истории к возмездию личности.
Богат, многообразен и прекрасен поэтический мир Блока. И все самое прекрасное в этом мире пронизано идеей добра, человечности, любви к родине, к народу, верой в будущее.