Михаил Булгаков своим романом «Мастер и Маргарита» дал читателю новое Евангелие, будто открыв свою собственную философию жизни. Но какую же роль сыграет в этой системе мира сатана? В Библии четко сказано, что он — враг человека. Это как же тогда объяснить возвращение возлюбленного Маргарите или главы конферансье театра «Варьете»? В чем же тогда тайна булгаковского дьявола, да и дьявол ли он как таковой?
Первым человеком, который появился во время «небывало знойного мероприятия» на Патриарших прудах во время разговора Михаила Александровича Берлиоза с поэтом Иваном Бездомным, был англичанин или немец, одно слово — иностранец, сам сатана. «Вам отрежут голову!» — радостно объявил он главе управы Массолиту… Так и случилось: через несколько часов Берлиоз оказался под трамваем. Критики считают, что потерпевший поплатился за свое неверие, и что его осудил никто иной, как таинственный консультант. Возникает много вопросов.
Как, например, сатана мог осудить за неверье в Бога, да и как он, падший ангел, вообще мог судить? Тайна скрыта и в самом Берлиозе, точнее, в его фамилии. «Не композитор», — отмечает Иванушка в своей объяснительной записке. И, похоже, автор имел в виду именно композитора, автора драматической легенды «Осуждение Фауста» и трилогии «Детство Христоса». Вспомним эпиграф, взятый Булгаковым: «…И кто же ты, наконец, такой? Я — часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гете «Фауст»). Бесконечная цепь ассоциаций, которые не всегда могут быть объяснены и прослежены, но реально существуют.
Каждый представитель свиты Воланда, как выяснилось, имел свою собственную историю не только на страницах романа, а и за его пределами. Среди многих арабских племен был широко распространен праздник козлоприношення, праздник Азазелло. Его сущность заключалась в том, чтобы откупиться от Азазелло — безжалостного ангела смерти, который, по верованиями арабов, весь в черном и на черных крыльях прилетал к человеку, чтобы забрать с собой его душу. Лицо его было бледным и холодным, а глаза — пустыми и черными… Невольно возникает ассоциация с демоном-убийцей с 32-го раздела романа. Обратимся к одному из очаровательнейших персонажей произведения, не совсем кота Бегемота, наилучшего шута в мире. У древних египтян бегемот был воплощением злого, демоноподобного бога Тифона. Правда, у Воланда был еще один шут — Фагот, неповторимый регент-ломака-регент в клетчатом костюме и треснувшему пенсне. А именно слово fagotin в переводе на французской означает «шут». Было бы интересно обратиться к еще одному персонажу — Абадонни. По верованиям тех же арабских племен, к умирающему человеку приходил ангел Аваддон, вестник смерти. Он был известен тем, что крылья его были обвешаны парами человеческих глаз. Он появлялся к людям с закрытыми глазами, и только умирающий встречался с ним взглядом. В романе же Абадонна, сняв очки, смотрит в глаза барона, убивая его. «Дияволиада, бесовщина, дьявольские ловушки», — шепчу я. Но насколько страшны эти незваные гости?
Обратимся к одному разделу романа. Черная магия и ее изобличение. Воланд одновременно выступает в роли фокусника, артиста, иллюзиониста но, что самое страшное, экспериментатора. А эксперимент относится к людям… Часть первая: с неба в огромном количестве летят деньги, а через несколько минут Бенгальский остается без головы. Испытываешь удивление, как мастерски, а главное, как просто сатана проник в человеческие души. Он вынес свой вердикт. Часть вторая: женский магазин и изобличение Аркадия Аполлоновича Семплярова. Это было грубое изобличение, больше похоже на насмешку. Нет, сам дьявол оказался в Москве не для того, лишь бы что-то изменить. Он не хотел раскрывать людям глаза, он просто сделал свой вывод, а решали сами москвичи.
Я понимаю, что образ сатаны, раскрытый в Библии, практически ничего общего с булгаковским дьяволом не имеет. В одном фильме я слышу фразу, сказанную бесом человеку: «Я только расставляю декорации, а за бечевки теребишь ты сам». Человек, который попал на крючок греха, может освободиться только одним способом: отдать душу сатане или Богу. Этих мыслей нет в романе, но речь идет о том, что человека, который попал в болото греха, обязательно выловит рыбак — как вышло с Семпляровым. Итак, дьявол всюду расставляет свои сети, к которым не могли не попасть самолюбивые и эгоистичные москвичи. Поэтому мы пришли к тому, с чего начинали: «Будьте трезвы, следите! Ваш неприятель — дьявол — ходит, рыча, как лев, который ищет, кого сожрать».