Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ (по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Сочинение на тему «ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ (по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)»

Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана для конкурса, объявленного Детгизом. Ей была присуждена первая премия. Писатель считал, что сказка рождается как поэтическое видение мира, как мечта о том, чего еще не было. Сказка, по Пришвину, лишь предвосхи¬щает правду. Ее он понимал как синоним небывалого. Сказка действительно раздвигает границы существую¬щего и заставляет верить в чудо. Пришвин соединил в одно целое сказку и роман, быль и небыль, тепереш¬нее и желаемое будущее. Оставаясь реалистом, писа¬тель увлекал за своей романтической мечтой в будущее царство гармонии человека с природой и самим собой. Современный роман виделся ему сказкой, заключенной в реальное пространство и время.
Именно такова история о жизни маленьких сирот в тяжелые годы войны. В пришвинских произведениях о природе всегда присутствует научное обоснование предмета. Местом действия в сказке является Блудово болото. Здесь есть вставная новелла о торфе — конден¬саторе солнечной энергии. Но в еще большей степени хранилищем энергии света являются сердца героев сказ¬ки — людей и животных. Сюжет повести — история по¬хода детей за клюквой. В сказке сплетается множество разных историй: о мудром леснике Антипыче, о его соба¬ке Травке, злом волке, несчастных сросшихся деревьях. Так образуются вставные новеллы, повествующие о жиз¬ни людей, животных, растений. Но рассказ о них нужен писателю для того, чтобы читатель понял главную идею: издревле живет на земле единственная правда — правда вековечной суровой борьбы людей за любовь.
Герои сказки — обыкновенные ребята. В их облике нет ничего сказочного: ни небывалой красоты, ни бога¬тырской силы. Однако портретные характеристики чем-то напоминают героев сказок: Настенька — золо¬токудрая, с веснушками, напоминающими золотые мо¬нетки, любопытным носиком-попугайчиком; Митра- ша — крепкий, плотный, лобастый, с широким затыл¬ком. Перед нами на просто мальчик и девочка, а два совершенно разных психологических типа: Настя доб¬рая, нежная, женственная, Митраша — упрямый, силь¬ный, целеустремленный, прямо «мужичок в мешочке». Оба они натуры самобытные, одаренные. Но каждому из детей еще предстоит стать личностью: для этого они должны пройти, по мнению писателя, нравственное очищение через взаимодействие с природой.
Осиротевшие малыши не пошли в детский дом. Они попробовали самостоятельно утвердиться на земле и так повели оставшееся от родителей хозяйство, что взрослые колхозники диву давались. Ребята самостоя¬тельно строят свою жизнь. Им, конечно, помогают од¬носельчане, но и сами дети принимают участие в обще¬ственном труде. Поход за клюквой стал для мальчика и девочки своего рода проверкой моральной сущности их личности, экзаменом на зрелость. Их ожидают в пу¬ти и ссоры, и огорчения, и опасности, вплоть до смер¬тельных. Пришвин намечает свою излюбленную сю¬жетную ситуацию — человек в единоборстве с приро¬дой. Очень разные по характеру, дети идут в поход с разным настроением. Настя пойдет в лес по знакомой тропе, по которой все бабы с давних пор ходили за клюквой. Ее брат отправляется открывать неведомые места, куда еще не ступала нога человека, какую-то сказочную «палестинку» — поляну с сыпучей ягодой. Романтическая мечта завещана мальчику отцом. И ре¬бенок чувствует себя мужчиной, способным принять эстафету старших поколений. Он берет с собой отцов¬ский компас, ружье, куртку. Спор у лежачего камня — это противостояние практического мировоззрения, которое верит только фактам, и романтического, увле¬ченного мечтой и сказкой. Торная тропа Насти есть осто¬рожная оглядка на опасность непознанного, слабенькая тропинка Митраши — это дорога открытий и риска.
Пришвин показывает, как в природе действуют до¬брые и злые силы, которые помогают и вредят детям. Они в сказке образно многолики: слепая лань, ядови¬тая змея, злой волк, черный ворон и гончая собака Травка, лесные птицы, славившие победу солнца, срос¬шиеся деревья, которые скрипом своим разбудили у Травки тоску по человеку, солнце, согревшее сирот. В сказке постоянно идет борьба между добром и злом за обладание детьми. Почти как в каждой сказке, ге¬рои находятся перед выбором: куда идти. Ребята стоят у развилки дорог и не знают, какую из них выбрать. Под порывом холодного ветра застонали и заплакали сросшиеся деревья, стремясь предостеречь сирот от грозящих бед. Серая хмарь закрыла доброе солнце, предупреждая их об опасности. Природа призывает ребят не ссориться и вместе преодолевать трудности. Символика сказки-были «Кладовая солнца» представ¬ляет собой философское обобщение жизненного опыта человека. Пришвин утверждает, что серьезным пре¬пятствием во взаимодействии с природой может быть разобщенность людей.
Писателю очень дороги и близки отдельные сторо¬ны нравственного облика детей: доброта и простота, внимание к миру, трудолюбие, смелость, жажда от¬крытий. Золотокудрая девочка и лобастый мальчик должны пройти через испытания, преодолеть в себе многое и многое приобрести.
Настя, оспаривавшая Митрашину мечту о «палес¬тинке», в конце концов сама вышла на полянку с сы¬пучей клюквой. Прав оказался брат. Ссора с ним не украсила девочку. Да и до полянки Настя добралась не совсем бескорыстно: ею овладела жадность, да так ов¬ладела, что из «золотой курочки», нежной и рассуди¬тельной, она превратилась в ползучую тварь. Во всяком случае, красавец лось видит ее такой и не спешит убе¬гать в лес — ползучая тварь для него не опасна. Даже шипящая гадина-змея не торопится уползти в заросли. Пришвинский лес не хочет видеть своим владыкой че¬ловека, обуянного жадностью. С неподдельной болью замечает художник, что даже громадное тело лося вы¬росло на осиновой корочке и лепестках болотного три¬листника: зачем же хрупкой грациозной девочке столь¬ко клюквы, что, хватая ее, она ни разу не вспомнила о брате? Пришвина беспокоит, что человек порой быва¬ет более жадным и злым, чем зверь. Ведь даже зверь берет от природы ровно столько, сколько ему необходи¬мо для утоления голода. Человек же хватает сколько может. Прозрение Настеньки у теплого пня начинается с того, что в шипящей змее она узнает себя, вылезшую из шкуры и недоуменно оглядывающую мир. Эта мысль пробуждает у девочки задремавшую совесть, и только тогда она становится прежней маленькой женщиной, заботливой и ласковой. Настенька манит к себе бездом¬ную Травку, обещает поделиться хлебцем, окликает по¬терянного брата.
И Митраша к концу сказки становится иным: он поборол в себе самонадеянность, которая чуть не при¬вела его к гибели, — он завяз в трясине, потому что бездумно пренебрег опытом первооткрывателей «па¬лестинки», уклонившись от тропы человеческой и решившись проскочить роковое водяное зеркальце. Зловещий вещун, черный ворон, уже предвкушает поживу. Но радость его преждевременна, так как гос¬подствует на земле великая правда борьбы людей за любовь. Неожиданное спасение к злополучному путе¬шественнику приходит неожиданно, как в настоящей сказке.
Сказка-быль композиционно представляет собой цикл маленьких новелл, у каждой из которых свой сю¬жет и свои персонажи. Но они не воспринимаются разрозненно, так как каждая вливается в общий поток событий. Перед нами возникают эпизоды то данного момента, то прошлого, воссозданного в воспоминаниях персонажей и повествователя. Вставная новелла о му¬дром леснике Антипыче является своего рода ключом к пониманию авторской позиции. Лесник любил по¬смеяться над юными охотниками, лазавшими по боло¬ту со всем снаряжением, и советовал им голенькими ходить. Пришвин приводит нас к мысли, что надо лю¬бить природу, бережно и рационально относиться к ней, и тогда она сама раскроет перед нами свои бо¬гатства. Ведь и растения, и животные, так же как и сами люди, являются частью природы. Именно поэто¬му Пришвин рисует их такими мудрыми. Вспомним собаку Травку. Она очутилась перед мальчиком, пото¬му что побежала за зайцем. Но на охоту ее погнал не голод, а тоска по Антипычу. Воспоминания же нахлы¬нули на собаку тогда, когда застонали под ветром сросшиеся деревья: «…У деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок». Митраша спасается при по¬мощи собаки. Рядом с добрыми силами действуют и злые. Злейшим врагом человека в сказке является волк по кличке Серый помещик, потому что он забо¬тится только о себе. Отступление о волчьем вое явля¬ется предупреждением. Художник учит нас видеть зло в природе и обществе и бороться с ним. Пришвин осуждает человека, обреченного на гибель собственной злобой.
И все же человек у Пришвина остается венцом живой природы, но он должен быть милосердным и внимательным. В сказке-были звучит гимн людям: «Бывает, наклонишься к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь — весь-то весь человек, большой, прекрасный… из-за твоей спины наклонил¬ся и тоже смотрится в заводь как в зеркало… И так он прекрасен там в зеркале, со всею природой, об¬лаками, лесами…» Человек и природа всегда долж¬ны быть едины и неразрывны — этому и учит нас Пришвин.
Почти полвека в русской литературе звучал заду¬шевный голос Пришвина. Писателя с наслаждением чи¬тали, откликались на его прекрасные и мудрые гимны родине, народу. Творческий путь Пришвина сложен и противоречив. Были у него свои росстани, годы стран¬ствий, сомнений. Однако чувство исключительной уве¬ренности в жизненной силе природы не давало ему уй¬ти от главной в его писательской судьбе темы.
Определенное представление об идейно-эстетичес- ких взглядах Пришвина можно составить по его книге «Родники Берендея». Десять лет спустя писатель до¬полнил ее еще тремя главами и назвал «Календарь при¬роды». Это действительно книга о природе, о ее красоте и величии. Сам писатель назвал ее действительными записками под диктовку весны, связанными только си¬лой движения в природе, которое вызывает ответное движение в душе человека. Писатель опирался на фе¬нологическую программу и вел записи в строгом соот¬ветствии с требованием науки. Точные наблюдения из¬менений в природе переплетаются с событиями личной жизни, рассказами об интимных встречах, поездках, рождении литературных замыслов. Главный герой в книге — это не повествователь, не его персонажи: крестьяне и ученые, а земля, наблюдаемая с родствен¬ным вниманием глазами ученого и поэта. «Героем моего рассказа пусть будет сама земля», — писал Пришвин. Сюжет произведения представляет собой историю зем¬ли, заключенную в замкнутый временной цикл: весна, лето, осень, зима. Эпическое в поэме прослеживается в непрерывной смене картин жизни природы. Пережи¬вания и раздумья автора создают лирическую атмосфе¬ру повествования. Вставные новеллы о жизни людей, животных, лирические прелюдии — все служит рас¬крытию единого замысла: прославлению внимания к живой и мертвой природе. В проповеди родственного
момента, то прошлого, воссозданного в воспоминаниях персонажей и повествователя. Вставная новелла о му¬дром леснике Антипыче является своего рода ключом к пониманию авторской позиции. Лесник любил по¬смеяться над юными охотниками, лазавшими по боло¬ту со всем снаряжением, и советовал им голенькими ходить. Пришвин приводит нас к мысли, что надо лю¬бить природу, бережно и рационально относиться к ней, и тогда она сама раскроет перед нами свои бо¬гатства. Ведь и растения, и животные, так же как и сами люди, являются частью природы. Именно поэто¬му Пришвин рисует их такими мудрыми. Вспомним собаку Травку. Она очутилась перед мальчиком, пото¬му что побежала за зайцем. Но на охоту ее погнал не голод, а тоска по Антипычу. Воспоминания же нахлы¬нули на собаку тогда, когда застонали под ветром сросшиеся деревья: «…У деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок». Митраша спасается при по¬мощи собаки. Рядом с добрыми силами действуют и злые. Злейшим врагом человека в сказке является волк по кличке Серый помещик, потому что он забо¬тится только о себе. Отступление о волчьем вое явля¬ется предупреждением. Художник учит нас видеть зло в природе и обществе и бороться с ним. Пришвин осуждает человека, обреченного на гибель собственной злобой.
И все же человек у Пришвина остается венцом живой природы, но он должен быть милосердным и внимательным. В сказке-были звучит гимн людям: «Бывает, наклонишься к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь — весь-то весь человек, большой, прекрасный… из-за твоей спины наклонил¬ся и тоже смотрится в заводь как в зеркало… И так он прекрасен там в зеркале, со всею природой, об¬лаками, лесами…» Человек и природа всегда долж¬ны быть едины и неразрывны — этому и учит нас Пришвин.
Почти полвека в русской литературе звучал заду¬шевный голос Пришвина. Писателя с наслаждением чи¬тали, откликались на его прекрасные и мудрые гимны родине, народу. Творческий путь Пришвина сложен и противоречив. Были у него свои росстани, годы стран¬ствий, сомнений. Однако чувство исключительной уве¬ренности в жизненной силе природы не давало ему уй¬ти от главной в его писательской судьбе темы.
Определенное представление об идейно-эстетичес- ких взглядах Пришвина можно составить по его книге «Родники Берендея». Десять лет спустя писатель до¬полнил ее еще тремя главами и назвал «Календарь при¬роды». Это действительно книга о природе, о ее красоте и величии. Сам писатель назвал ее действительными записками под диктовку весны, связанными только си¬лой движения в природе, которое вызывает ответное движение в душе человека. Писатель опирался на фе¬нологическую программу и вел записи в строгом соот¬ветствии с требованием науки. Точные наблюдения из¬менений в природе переплетаются с событиями личной жизни, рассказами об интимных встречах, поездках, рождении литературных замыслов. Главный герой в книге — это не повествователь, не его персонажи: крестьяне и ученые, а земля, наблюдаемая с родствен¬ным вниманием глазами ученого и поэта. «Героем моего рассказа пусть будет сама земля», — писал Пришвин. Сюжет произведения представляет собой историю зем¬ли, заключенную в замкнутый временной цикл: весна, лето, осень, зима. Эпическое в поэме прослеживается в непрерывной смене картин жизни природы. Пережи¬вания и раздумья автора создают лирическую атмосфе¬ру повествования. Вставные новеллы о жизни людей, животных, лирические прелюдии — все служит рас¬крытию единого замысла: прославлению внимания к живой и мертвой природе. В проповеди родственного остается все-таки прославление носителей добра и нравственной красоты. Крупицы добра рассеяны всюду. Художник обязан уметь их отыскать. Лучшие стороны национального характера, по мнению Пришвина, фор¬мирует природа родной страны. Под ее воздействием складывается духовный мир лирического героя поэмы «Календарь природы». Природа у Пришвина многогран¬на и неповторима. В пришвинском лесу тетерева бор¬мочут, вода поет с переливами, дерево рычит, бекасы токуют, летящие лебеди разливаются гармоническим ладом. Звуковая гамма весеннего леса помогает худож¬нику раскрыть настроение юности. В шорохе дождевых капель слышны печальные колыбельные песни. «Моро¬сит дождик, мелкий, холодный. С высоких деревьев па¬дают тяжелые капли на малые, с малых — на кусты, с кустов — на траву, с травы — на сырую землю. Во всем лесу шепоток стоит и выговаривает: мыши, мыши, мыши… Но тихо принимает в себя мать-земля все следы и напивается ими, все напивается…»
Пришвин, как никто другой, любил и понимал при¬роду. Но он не был только созерцателем, он всегда вы¬ступал в ее защиту. Природа для писателя священна, и человек ответственен перед ней. Только разумное отношение к природе поможет нам сохранить ее красо¬ту и приумножить ее богатства.