Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Фамусов и Чацкий (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение на тему «Фамусов и Чацкий (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)»

В 1824 году А. С. Грибоедов написал свою комедию «Горе от ума», которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе автор отразил проблему всех времен — конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим».
Одним из самых ярких представителей «века минувшего» является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Он — старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Приветлив, учтив, остроумен, весел, он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противником просвещения: «Забрать все книги бы да сжечь». Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Называет их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, важнее всего, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Фамусов заполняет свою неделю посещениями «нужных» людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью «расшаркиваний» перед императрицей и унижения собственного достоинства. «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея», — говорит об этом Чацкий.
Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». Далее он добавляет: «Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых — тот и жених».
Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него — возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), О делах он беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». На службу к себе он берет только родных и близких, но ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и низкопоклонство.
Другим главным действующим лицом пьесы является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антагонистами, то есть диаметрально противоположными персонажами.
Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением.
Будучи юношей, Александр Андреевич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но прошло время, и Чацкий вернулся. Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он расспрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич говорит только о Софье, о том, как она расцвела и похорошела. Затем он просит у Фамусова руки его дочери, на что получает весьма резонный ответ:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи.
Все идеи и высказывания Чацкого встречают решительный протест со стороны Фамусова, их отношения обостряются и постепенно перерастают в конфликт социальный — «века минувшего» и «века нынешнего», консерваторов и прогрессивно мыслящих дворян. Таким образом, «столкнув» этих персонажей, А. С. Грибоедов отразил основной конфликт своего времени.