Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Фамусовская Москва и Чацкий (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Сочинение на тему «Фамусовская Москва и Чацкий (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)»

XIX век… Время развития лучших традиций русской классической литературы, «золотого» ее века. Период заблуждений и открьипий, мучительного поиска идей, способных объединить общество и ускорить прогресс. В литературе это выразилось в постоянных поисках героя времени, того точного типа личности, который смог бы отразить противоречия и сложности века. Открывает своеобразную «галерею» образов русской литературы, безусловно, Чацкий. Он показан нам в своеобразном споре, столкновении с фамусовской Москвой, анализ нравов которой и составляет во многом суть комедии.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» известна как комедия нравов. В ней Грибоедов показал быт, традиции и обычаи московского общества. «Грех не беда, молва не хороша», — так словами служанки Лизы Грибоедов обрисовывает нравственную атмосферу высших московских кругов. Грех, глупость и даже злодеяние допустимы, если цель оправдывает средства. Не случайно идеалом Фамусова служит Максим Петрович, который «сгибался вперегиб» и «жертвовал затыл-
ком», но потом слышал при дворе «ласковое слово» и «перед всеми знал почёт». Грибоедов показывает нам, что большего добивались не самые умные, не самые честные, а те, кто успевал «подслужиться». Фамусов и всё общество следуют примеру Максима Петровича, так как они тоже хотят чинов и доходов.
Служение «лицам» выражалось в том, что чиновники, даже высшие, не относились к службе как к реальному делу, к миссии. Не случайна реплика Фамусова: «Подписано, так с плеч долой!» В комедии показано безнравственное отношение помещиков к крестьянам: за малейшую провинность крепостных отправляли «в работы», «на поселения».
Одним из ключевых слов комедии является слово «чин». Закономерно, что Фамусов и Скалозуб, обсуждая двоюродного брата последнего, пребывают в крайнем изумлении: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил…» Московские дворяне даже женихов для дочерей выбирали по количеству крепостных: «Пусть будет плохонький, да если наберёт душ тысячки две родовых, тот и жених».
Целая галерея образов предстает перед нами: надменные Хрюмины, сплетники Тугоуховские, картежник и плут Загорецкий. Почему Загорецкого с его репутацией вора принимают в московских салонах? Он всем нужен потому, что может оказать услугу, достать билет в театр, сделать приятное. Безнравственность общества в том и заключается, что ему ближе плут Загорецкий, нежели честный и открытый Чацкий.
Типичным представителем московского общества показан Фамусов, который богат, но ему всё мало. Он хочет выдать свою дочь Софью за полковника Скалозуба, который «метит в генералы». Скалозуб — человек ограниченный, грубый, но, по общему мнению, «золотой мешок». Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов любыми средствами. Скалозуб — олицетворение невежества, он «слова умного не выговорил сроду». Он, так же как и Фамусов, презирает просвещение, так как, просвещение ведёт к вольнодумству: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина». Ненависть света ко всему передовому заключалась в том, что его представители опасались потерять свои привилегии. И окончательное слово Фамусова о просвещении таково: «Собрать все книги бы, да сжечь».
Фамусову и московскому обществу чужды национальная культура, любовь ко всему русскому. Именитые «московские тузы» оказывают почётный приём ничтожному «французику из Бордо», который «приехал и нашёл, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил».
Основное времяпрепровождение общества фамусовской Москвы составляют балы: «сегодня бал, а завтра будет два». Фамусов проводит все дни в праздности, в развлечениях, в пустых разговорах. Татьяна Юрьевна даёт балы от рождества до поста. Фамусовское общество не может обойтись без сплетен и сплетников, таких как Хлёстова, которая знает, кто богат, кто беден, у кого сколько душ. Как мы уже сказали, находит своё место в московских гостиных «мошенник и плут Антон Антоныч Загорецкий», потому что он «мастер услужить»; принят Репетилов с его показным свободомыслием. Этому обществу не обойтись и без Молчалина, который также мечтает «выйти в люди», поэтому «там Моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрёт». Он уважает людей не за их ум, а за то, что они богаты, имеют высокие чины, дают роскошные балы, и Молчалин также хочет разбогатеть и добиться влияния. Он предлагает Чацкому служить в Москве: «и награжденья брать и весело пожить».
Чацкий принадлежит московскому обществу по своему происхождению, но образ его мыслей и поведение находятся в противоречии с окружающей средой. Его детство прошло в Москве. В доме Фамусова он учился вместе с Софьей, любил её. Чацкий небогат, имение у него небольшое, управляет им, по мнению Фамусова, «оплошно», служил в армии. Последние три года Чацкий провел за границей. Грибоедов не говорит нам впрямую о цели поездки своего героя, но искушенный читатель понимает, что Чацким двигало желание «ума набраться».
Вернувшись из-за границы, Чацкий попадает в дом Фамусова, не сумев понять, что здесь все по-старому и законы екатерининского времени — «века минувшего» — себя еще не изжили. Чацкий требует служить «делу, а не лицам», и на предложение Фамусова послужить заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ему ненавистны низкопоклонство и карьеризм. Чацкий обличает крепостное право, которое, по его мнению, — источник всех зол. Его приводит в ярость помещик-крепостник, «знатный негодяй», который своих слуг «распродаёт поодиночке». Благородный протест Чацкого не находит отклика. Его искренняя любовь к Софье остаётся безответной.
Московское общество изгоняет его, объявив сумасшедшим, и Чацкий бежит из Москвы…
В лице Чацкого показано столкновение нравов, взглядов «века нынешнего» и «века минувшего». Показывая нам Чацкого, автор даёт понять, что в России есть такие люди, которых не волнуют чины и богатство, а интересуют просвещение и «дело».
Таким образом, в каждом из героев и внесценических персонажей Грибоедов сумел найти определённый тип московского общества. Нам представлена вечная проблема противоборства добра и зла, старого и нового, «нынешнего» и «минувшего». Смех Грибоедова можно назвать «смехом сквозь слезы»: смеясь над обществом, автор скорбит о России.