Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Фамусовская Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 2

Сочинение на тему «Фамусовская Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 2»

По словам А. С. Пушкина, комедия «Горе от ума» «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами». В «Горе от ума» запечатлена наиболее полная и отчетливая в нашей литературе художественная картина идейной жизни России в период зарождения и начавшегося подъема декабристского движения. Зорким глазом художника Грибоедов увидел основной общественно-исторический конфликт своей эпохи: борьбу нового со старым. Он не только ярко изобразил эту борьбу, но и сумел вникнуть в ее исторический смысл, сумел понять, какой из борющихся сторон суждено будущее. Несмотря на драматический финал столкновения Чацкого с миром подлецов и мракобесов, Грибоедов всей логикой своей художественной мысли, всем содержанием образов показал неодолимую, всепобеждающую силу нового, свежего, передового и тем самым отразил действительность в ее развитии, заглянув в завтрашний день.
Создавая широкое полотно жизни Москвы 20-х годов XIX века, изображая фамусовское общество, Грибоедов открывает бескрайние дали крепостнической Российской Империи, страны бар и вельмож, грозных фельдфебельских окриков.
Типичным представителем московского дворянства является Фамусов, воинственный мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим крепостным сибирской каторгой. Под стать ему и другие представители московского барства. Рисуя их, Грибоедов создает отвратительный облик крепостнического общества с его паразитическим образом жизни, корыстием, чванством, ханжеством, мракобесием. Здесь, в этом обществе, действуют и «знатные негодяи», и отъявленные мошенники, и «зловещие старухи», объединенные непримиримой враждой к свободной жизни, к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению свободомыслия. Здесь видишь бар, сидящих за обедами, которые «ешь три часа, а в три дни не сварится», господ, которые выменивают верных слуг на «борзые три собаки», и тех, у кого «на лбу написано: Театр и Маскерад». Дивишься московским девицам: «Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой, словечка в простоте не скажут, все с ужимкой…» Видишь Тверской бульвар и его завсегдатаев («трое из бульварных лиц»), встречаешь франта («хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, рассудку вопреки, наперекор стихиям»). Видишь «воспитанниц и мосек полон дом» у какой-нибудь выжившей из ума фрейлины.
В одном из монологов Чацкий рисует картины «дикого барства», где без тени смущения явным грабительством добывали богатства и почести, «разливались в пирах и мотовстве», а учение и ученых считали чумой и боялись малейшего проявления вольтерьянства. Недаром Фамусов, выслушав Чацкого, с гневом провозглашает: «Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам».
Представители московского барства живут по законам «минувшего века» — «века покорности и страха». Их мораль основана на пресмыкательстве, унижении перед сильными, на угнетении слабых. Их идеалом является человек типа Максима Петровича, дяди Фамусова, достигшего богатства и почестей благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству при царском дворе: «На куртаге ему случилось обступиться; упал, да так, что чуть затылка не прошиб». Зато, по словам Фамусова, Максим Петрович «не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; весь в орденах; езжал-то вечно цугом».
Под стать ему и Кузьма Петрович, который сам был «с ключом и сыну ключ умел доставить».
Таковы же друзья, родственники, гости Фамусова. Полковник Скалозуб воплощает в себе черты тупого, самовлюбленного и невежественного «героя» военных учений, заядлого врага свободной мысли, защитника муштры: «Я вас обрадую: всеобщая молва, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят так! для больших оказий».
Чацкий дает ему меткую характеристику: «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки». Скалозуб гоняется за чинами и орденами; самое главное для него: «мне только бы досталось в генералы».
Представители фамусовской Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: «Они тотчас: разбой! пожар!» Именно поэтому Фамусов считает, что «уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь». По их мнению, «ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Галерея типичных образов барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует. В их числе такие яркие образы, как «черномазенький», завсегдатай балов и обедов, помещик-театрал, который «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродал их поодиночке. Здесь и член ученого совета, который «с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился». Здесь и княгиня Марья Алексевна, блюстительница общественного мнения в фамусовском обществе; Загорецкий, светский шулер и мошенник; властная барыня Хлестова, Репетилов — «душа» дворянского общества, шут, сплетник, пустозвон.
В этом мире как свой принят и «безродный» секретарь Фамусова Молчалин, в лице которого Грибоедов создал исключительно выразительный по обобщению образ «низкопоклонника и дельца», который, по мнению Чацкого, «дойдет до степеней известных». Вся философия этого человека, чинуши и подхалима, не имеющего «сметь свое суждение иметь», раскрывается в знаменитом признании:
«Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была».
Грибоедов сатирически высмеивает преклонение московского барства перед Западом. «Французик из Бордо» собирался в Россию с трепетом и страхом, но здесь он «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Чацкий с горечью восклицает: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод, чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев».
Люди этого мира стремятся «наслажденья брать и весело пожить». А Фамусов не скрывает, что при нем «служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки ».
Представители московского барства оценивают людей не по достоинствам, а по богатству. Фамусов говорит: «Кто беден, тот тебе не пара» . Наблюдательная Лиза подчеркивает, «как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами». И Фамусов откровенно говорит: «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь; будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених».
Комедия Грибоедова отразила не только быт и нравы Москвы, живущей по преданиям «времей Очаковских и по- коренья Крыма», но и борьбу со старым. И в этот мир врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных. Им страшен даже его смех. Он открыто говорит о том, что в их кругу усердно замалчивается о чести, о совести, о благородстве, его пылкие речи будоражат сознание передовой дворянской молодежи.