«Век минувший» представляет фамусовское общество, в которое входят: П.А. Фамусов, в доме, которого происходит действие, Тугоуховские, Хлестова, Горичи, Скалозуб и другие знакомые Фамусова. В среде считается нормальным торговля крепостными. Так «Нестор негодяев знатных» променял своих верных слуг на трех борзых собак, это, несмотря но то что крепостные верно служили ему, а иногда и спасали его жизнь. В фамусовском обществе крепостные приравниваются к животным, достаточно вспомнить слова старухи Хлёстовой: «Вели их накормить… от ужина сошли подачку». Фамусов может отправить своих слуг «на поселенья» за то, что они не уследили за Софьей, которая ночью встречалась, как думает Фамусов, с Чацким. Графиня-внучка, уходя, сказала графине-бабушке» «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света!» — а как она хорошо объединилась с «уродами» против Чацкого. В их обществе нет искренности, Софья обманывает отца, Лиза вынуждена лгать, прикрывая хозяйку, Молчалин обманывает всех, укрыв маской своё истинное лицо. Их отношения давно потеряли искренность и душевную теплоту. Все они преклоняются перед теми, кто богаче и могут их продвинуть по службе. В свою очередь требуют такого же отношения к себе со стороны тех, кто ниже в чинах.
Фамусовское общество отличает безразличие к службе. Они практически не выполняют никаких служебных обязанностей. Да и где найти время для работы, ведь они только сплетничают, развлекаются на балах, ходят на званые ужины и обеды. По настоянию Молчалина, Фамусов подписывает какие-то бумаги, несмотря на то что в них «противуречье есть, и многое недельно». «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» — говорил Фамусов. На службе у него только родственники, за исключением Молчалина. В их среде, чтобы завоевать чин, нужно не служить делу, а «прислуживаться», как это делает Молчалин. Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю, важного человека, служившего при императрице Екатерине, о котором он говорит: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб». Так вот этот дядя стал на время шутом, чтобы развеселить императрицу.
Все они настроены враждебно по отношению к людям, которые занимаются наукой, творчеством. Все они уверены в том, что книги — это зло: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь». Фамусов считает, что «ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника князя Федора, который «чинов не хочет знать». А все потому, что «он химик, он ботаник».
В дом Фамусова «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных». Фамусовское общество во всем и везде слепо подражает иностранцам, особенно французам. Чацкий вспоминает, что «французик из Бордо», не нашел в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица». Этот «французик» чувствует себя в России как на родине, потому что здесь он важный человек и ему все рады, независимо от того, кем он был во Франции. Принято, что если человек вставляет в свою речь французские слова, фразы, то он считается хорошо воспитанным.
Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», — что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши Фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.