Роман «Мастер и Маргарита» не укладывается в обычные схемы. В произведении причудливо переплетается реальное и фантастическое. С одной стороны, в романе представлена Москва 20-х гг., с другой — полумифические события в древнем Ершалаиме. Поэтому «Мастера и Маргариту» можно смело считать как бытовым, так и фантастическим романом.
Произведение Булгакова состоит как бы из двух романов. Один — из античной жизни (роман-миф), который пишет Мастер, и другой — о современной жизни и о судьбе самого Мастера, написанный в духе «фантастического реализма». Но это формально-структурное деление романа не закрывает очевидного, того, что каждый из этих романов не мог бы существовать отдельно, так как их связывает общая философская идея.
В «Мастере и Маргарите» автор пытается решить вопросы о жизни и смерти, добре и зле, о человеке, его совести и нравственных ценностях, без которых он не может существовать.
Гпавный герой романа — Мастер. Выиграв большую сумму денег, он покупает себе комнату, где уединяется, чтобы писать главный роман своей жизни, роман о жестоком пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри.
Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи. В белом плаще появляется он перед человеком лет 27, который обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант (звали его Иешуа) беззащитен, слаб физически, но силен духовно. У него своя жизненная философия: «злых людей нет на свете», есть люди «несчастливые», «правду говорить легко и приятно». Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить свою идею добра и милосердия.
Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется некто, который думает иначе: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Несмотря на крамольные речи, Иешуа показался интересен прокуратору своей убежденностью, абсолютной независимостью разума и духа. На арестанта не действует ни атмосфера допроса, ни токи власти, идущие от Понтия Пилата. Как свободно он разговаривает с ним, самим прокуратором римским. Но Пилат, прежде всего, человек, и ничто человеческое ему не чуждо, в том числе сострадание. Он сразу убедился в невиновности Иешуа, даже попытался спасти новоявленного «пророка». Но это оказалось невозможно, так как тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Иешуа казнили.
А прокуратор продолжает мучиться. Мучение приходит к нему во сне, будто он идет с Иешуа по лунной дороге. Для Пилата очень важно поверить в то, что он не казнил философа, пусть даже во сне: «Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением — ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны».
Но пробуждение возвращает прокуратора в жестокую реальность.
Иешуа казнен. Но за что? Только ли за то, что нанес оскорбление величеству? Нет, он казнен за свою истину, за то, что верил в доброту людей.
Он отважился сказать свое слово о добре, отстаивать истину.И в давние эпохи политики именем интересов своих стран и народов играли в хитроумные политические игры, а народы тем временем жили в невежестве и нищете, и новая эра мало что изменила. В судьбе России во всяком случае. К такому выводу приходишь, читая после ершалаимских глав московские главы «Мастера и Маргариты». «Бесчисленные уродства нашего быта», как сказано в письме Булгакова правительству, проступают во всех эпизодах и сценах «современного» романа. Это и киоск «Пиво и воды», где в жаркий день нет ни пива, ни воды, зато есть хмурая продавщица; домоуправление, в котором все воры, взятки берут, прописывают за деньги; валютный магазин для избранных.
Булгаков использует сатирические приемы, фантастику, обнажает пороки времени с помощью сверхъестественной СИЛЫ.
Образ Воланда связан с Мефистофелем из трагедии «Фауст» Гете. Эта связь обнаруживается с эпиграфа, который предваряет роман:
«…так кто ж, наконец?
— Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Воланд и его свита играют в романе необычную для себя роль — воздают по заслугам, «по делам их». Дела их, в данном случае, явные и скрытые пороки москвичей: алчность, жадность, лживость и пр. «Дух зла и повелитель теней» разоблачает людей, выводит их на чистую воду.
Парадоксально, но свита Воланда вершит Добро, восстанавливает Справедливость. В представлении Булгакова лишь потусторонние силы в это время были способны защитить художника от бесчинств официальной власти.
За свои четырехдневные гастроли в Москве 20-х г. XX в. Сатана выворачивает наизнанку деятелей окололитературной среды, чиновников и просто обывателей. Он определяет точно, «кто есть кто», Степа Лиходеев, большой человек в культурном мире Москвы, — бездельник, развратник; пьяница Никанор Иванович Босой — взяточник; Фомин, буфетчик варьете, — вор; барон Майгель, служащий одной из контор, — доносчик, а «тщательно маскирующийся под пролетария» поэт Рюхин — закоренелый лицемер. Поэтому эпизод черный магии и ее разоблачения так важен в романе. Разоблачаются не фокусы Воланда, а москвичи, пришедшие на представление. Именно там корысть и алчность проявили себя во всем блеске. За веру в мнимые ценности, за черствость, равнодушие человек бывает наказан, как в булгаковском романе персонажи наказаны болезнью, страхом, муками совести.
Роман поражает своей актуальностью и в наши дни. Человек в нравственном отношении все также глух. Личности нужно «запускать» свой механизм — механизм самоусовершенствования. Это и трудно, и легко. Фантастика и сатира Булгакова помогают облегчить процесс работы над собой.