Роман «Мастер и Маргарита» — произведение в своем роде уникальное и крайне необычное. Чем же оно необычно? Можно перечислить множество причин: композиция (роман в романе); образ Сатаны, творящего добро; переплетение быта и фантастики. Фантастика, иная реальность становятся в романе обычным явлением, так что читатель уже ничему не удивляется: ни говорящему коту, ни волшебным исчезновениям, ни балу у Сатаны. Все это — тот фундамент, на котором строится роман.
В булгаковском представлении (по крайней мере, такое ощущение остается после прочтения «Мастера и Маргариты») мир многомерен. Существует другая, не различимая простым глазом, реальность. Помимо пространства и времени есть еще третье измерение бытия, без которого мир остается плоским и тусклым.
Булгаков в романе строит свою Вечность. В этой вымышленной Вечности «рукописи не горят» и каждому воздается по его вере. То, что мы называем мистикой, в булгаковском произведении — единственно возможная реальность. Роман буквально пропитан фантастикой, предсказаниями, чудесами, волшебством, превращениями.
«Мастер и Маргарита» начинается с появления в Москве тридцатых годов иностранного «профессора». Он пророчит Берлиозу, что тому отрежут голову. Звучит это дико, глупо, просто нелепо. Отрежут голову в XX веке? Однако самое интересное заключается в том, что пророчество сбывается в точности.
Кстати, Берлиоз — не единственный персонаж романа, которого лишают головы! Вспомним «сеанс черной магии» в Варьете. Конферансье Жорж Бенгальский, которому в романе уделяется не больше одной страницы, также на некоторое время становится обезглавленным. Это — очередное чудо, совершенное Воландом. И Берлиоз, и Жорж Бенгальский мелькают в романе лишь на короткое мгновение, затерявшись в калейдоскопе куда более удивительный лиц и событий. Но они заставляют задуматься. Оказывается, что Жорж I ienrn л ьекий, жалкое подобие человека, тоже имеет душу. А Берлиоз, этот весьма солидный и образованный человек, произносящий нечто высокоученое, вдруг лишается самым нелепым образом головы. И голова эта оказывается всего лишь вещью. В финале Волакд пьет из черепа Берлиоза. Какой же вывод можно сделать из всего этого? Булгаков сперва показывает нам видимость предметов и явлений окружающего мира. И только потом, отбрасывая все наружное, составляющее эту видимость, открывает суть. Таким образом мы понимаем, что любое событие земного существования может только казаться ничтожным, незначащим. А на самом деле оно имеет «третье измерение», не видимое глазу.
Булгаков разворачивает перед нами картину чудовищной абсурдности и фантасмагоричности быта московских граждан. Все вращается в огромном круговороте: Степа Лиходеев, внезапно оказавшийся в Ялте; представление в Варьете; говорящий кот Бегемот, вытворяющий совершенно немыслимые вещи. Некоторые чудесные события незаметны окружающим, кажутся вполне банальными. Так, грузовик, набитый поющими людьми, никого не удивляет. А между тем, здесь не обошлось без вмешательства Воланда и его свиты. Даже это, не способное никого удивить, событие, имеет свою, глубоко скрытую, причину. За ним, как и за многим, что творилось в те дни в Москве, кроются каверзные проделки той всемогущей силы, которая призвана следить за тем, чтобы «все было правильно» в мире.
Коммунальный быт у Булгакова — только видимость, сквозь которую неизменно просвечивает иная, высшая реальность. Видимость и суть явлений никогда не совпадают. Булгаков и не пытается выдать одно за другое. Точно так же не следует придавать особое значение одежде героев: всем этим кургузым пиджачкам, жокейским картузикам, ночным рубашкам. Лишь в конце герои предстают перед нами в своем истинном обличье. Их смешные атрибуты, как то: клетчатый пиджак, безобразный клык, котелок, кошачья шкура, — пропадают. Остается то, что кажется фантастичным, но на самом деле реально. В эту сверхреальность Мастеру и Маргарите даже посчастливилось вмешаться. Маргарита избавляет Фриду от вечной муки, а Мастер получает право изменить посмертную судьбу Понтия Пилата. Почему этим двум людям дано поучаствовать в событиях, не терпящих людского вмешательства? Наверное, потому, что Мастер — не просто человек, а Художник, а Маргарита — бесконечно любящая женщина.
Итак, все то фантастическое, что красной нитью проходит сквозь весь роман «Мастер и Маргарита», призвано показать, что помимо привычной нам реальности существует совсем другая. В мире нет хаоса, он лишь видимость. Каждый поступок, каждое явление в этом мире имеет смысл. «Высшие силы», представленные Воландом и его свитой, восстанавливают нарушенную гармонию Вселенной.