Зинаида Гиппиус была одним из представителей символистов поэтического серебряного века. Ее поэзию можно охарактеризовать как философскую и политическую. Философия политического мира Зинаиды Гиппиус заключалась в двусмысленности, бунтарстве и противоречивости. Что нашло отражение в ее стихотворении «Противоречие». Противоречие Гиппиус заключалось в одновременном отрицании Бога и любви к нему, неверии и потребности в вере, самоутверждении и самоуничтожении, сознании греховности и жажде любви, возмущения и смирения. Кажется, что стихи ее состоят из намеков, недоговоренностей и умолчаний.
Можно сказать, что на противоречиях и недоговоренностях держалось мировосприятие и поэзия Гиппиус. Поэтесса стремится ввысь, к «небу», «в лазурь» и в то же время небо у нее «как плита могильная» («Крик»). В ее философских стихах отсутствуют приметы материального мира, ей дорого все отвлеченное. Слово «душа» — центральное в поэзии Гиппиус. По мнению поэтессы, душа — это безверие, отчаяние, пессимизм. Она создает мир, лишенный пластики, ее речь состоит из слов-силуэтов, слов-отражений, передающих состояние души поэта, устремление к Богу, к Истине, «молчание бесконечное». Для Гиппиус молчание — истинно религиозное состояние. По мнению критиков, молитва и молчание в сознании Гиппиус глубоко взаимосвязаны. Человек, хранящий в себе эту тайну Бога, может выразить ее только молчанием.
Все слова обманчивы. Судя по всему, Бог для Гиппиус — также тайна. Согласно поэтической философии Гиппиус, на жизненном пути, который ведет к Смерти и к Богу, человека спасает Любовь. Любовь, как верила Гиппиус, не «земное», плотское чувство, в напротив, -высшее, духовное, астральное. Любовь, по мнению поэтессы, божественна по своей природе, она соединяет человека с Богом. Свое понимание любви Гиппиус высказала в стихотворении «Посвящение». В центре мировосприятия Гиппиус была не жизнь, а мысль.
Главенствующим в поэзии писательница считала интеллектуальное начало. С интеллектуальностью в поэзии Зинаиды Гиппиус вошла тема ницшеанства: «Безмерное Я», «Большая идея». «Я» властвует во многих стихотворениях поэтессы, особенно в таких, как «Молитва», «Я», «Качание», «Свобода». Политические стихи З.Гиппиус были исполнены гневом. Она считала, что главный признак человека и человечности — это ответственность за свои взгляды и свершения. Но революции 1905 и 1917 годов не оправдали надежды и не соответствовали ее принципам. По мнению современников, Гиппиус страдала, что многие главные большевики неправильно поняли суть революции, что они совершенно не заботятся о будущем России. Возмущенная варварским поведением некоторых большевиков, она создала формулу, ставшую афоризмом: «Все расхищено, продано, предано…
» Философская и политическая лирика Зинаиды Гиппиус, несмотря на противоречивость и двусмысленность, была интеллектуальной, утверждала силу веры, патриотизм, любовь.