Вы находитесь: Главная страница> Заболоцкий Николай> Философская поэзия Николая Заболоцкого

Сочинение на тему «Философская поэзия Николая Заболоцкого»

Откройся, мысль!
Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца,
Чтоб мир торжествовал!

Н. Заболоцкий

Философская поэзия — термин условный. Это поэзия о природе, человеке, размышления о вечных вопросах бытия. Ее еще именуют «поэзией мысли». Своими корнями она уходит в поэзию эпохи классицизма, к произведениям Ломоносова.

Часто приобретает философское решение тема отношений человека и природы, так как, поднимая ее в своих стихах, поэты неизбежно говорят о жизни и смерти, смысле человеческого бытия.

Обращаясь к ней, Н. А. Заболоцкий в своих стихотворениях поднимает тему творческого соревнования человека с природой, тему веры в человеческий разум.

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Поэт утверждает созидание, творчество, искусство. В его творчестве появляются образы, выражающие состояние человека и природы одновременно. Человек наделяется «приметами» природы, а она, наоборот, очеловечивается:

Я люблю этот сумрак восторга,
Эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы,
Вещий холод на темной реке,
Эту молнию мысли и медленное появленье
Первых дальних громов —
Первых слов на родном языке.

В мире поэзии Заболоцкого рождается красота. Красота как итог и смысл творчества, как утверждение жизни, вечной, многообразной, утверждение чистоты и полноты человеческого бытия:

Так из темной воды появляется
В мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут, и налево
Увидавшие небо стада.

Предощущение творчества передается в стихотворении как слияние человека и природы в одном едином порыве. А «светлоокая дева» напоминает рождение богини красоты и любви — Афродиты.

И, играя громами,
В белом облаке катится слово,
И сияющий дождь
На счастливые рвется цветы.

Заболоцкий своим творчеством развивает традиции философской поэзии XIX века. Особенно близки ему были Баратынский и Тютчев. Я читаю стихотворение «Ночной сад». Какая необыкновенная природа! «Ночной сад» — это таинственный орган, лес длинных труб, приют виолончелей. Стихотворение звучит как музыка: ночная — тихая и печальная, а днем в ней слышится шум осеннего ветра, срывающего листья; гром выстрелов охотника, в которого превращается обычный месяц август. «Железный Август в длинных сапогах». И снова — ночь. Сад уснул. Все затихло. Только вдруг в небе вспыхнул «мгновенный пламень звездного осколка». Эта вспьшка напоминает, что жизнь не уснула. Наступит утро, и все живое проснется… Читая это стихотворение, задумываешься, как сложно устроен мир: в природе, такой прекрасной, живет тревога, идет великая борьба, идет смена дня и ночи, времен года. Все стихотворение — философские размышления поэта…

Человек — часть природы, но в то же время он творец такой «природы», какой в самой природе нет. Жизнь человека и природы представляется Заболоцкому цепью превращений. Человек как будто ь?е умирает — он остается жить в природе. Очень проникновенно пишет об этом автор:

Я не умру, мой друг.
Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров…

Поколения сменяются, но их мысли передаются «дальнему потомку», который «доделает» то, что не завершил предшественник. Жизнь вечна и неистребима, а потому и прекрасна. Вот что, по-моему, хотел сказать в «Завещании» поэт:

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение при роды,-
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.
Я не умру, мой друг…

Таким образом, создавая «другой мир» — мир искусства, Заболоцкий духовно обогащает читателя-современника, заставляя его внимательнее вглядываться в тайны бытия, постигать их, ценить все живое, творящее. Глубокими внутренними раздумьями творчество Заболоцкого обращено к тревожным проблемам нашей» современности. В последние годы жизни в его поэзии звучат новые темы. Наряду с философскими стихами о природе и мироздании, о вопросах человеческого бытия («Прощание с друзьями») поэт создает стихотворения-портреты — «В кино», «Некрасивая девочка», «Старая актриса». Произведения эти проникнуты лиризмом, отличаются простой формой.

В своей философской лирике Заболоцкий часто размышляет о красоте природы, о красоте в искусстве и красоте человека. И для него красиво то, что просто и естественно. Вот, например, как любовно он пишет о простом одуванчике в стихотворении «Я воспитан природой суровой»: «Одуванчика шарик пуховый…» — и объясняет дальше: «Чем обычней простое растенье, тем живее волнует меня». Но больше всего его волнует, конечно, человек, его живая душа… Меня беспокоит судьба его «некрасивой девчонки», и вместе с поэтом я пытаюсь понять:

…что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Мне нравится стихотворение «О красоте человеческих лиц». Лицо как «дом», в котором живет человеческая душа. Дома — разные, и души — разные: у кого надменная, у кого жалкая, у кого мрачная, у кого равнодушная. Поэтому мы находим тепло необязательно в большом и пышном «доме», а иногда и в «маленькой хижинке», из «окошка» которой струится «дыханье весеннего дня». И правда, есть люди, от которых всегда идет свет и тепло. И встречаясь с таким человеком, поневоле приободряешься и хочется воскликнуть: «Поистине мир и велик, и чудесен!»