1. Образ поэта в лирике Пушкина.
2. Трагический образ поэта в лирике Лермонтова.
3. Гражданский идеал Некрасова.
Тема предназначения поэта и поэзии, его роли в общественной жизни всегда была традиционной для русской литературы. Вероятно, такое пристальное внимание к значению поэзии во многом обуславливается особенностями самого этого понятия. С одной стороны, нельзя отрицать, что поэтическое слово обладает мощным духовным зарядом, способностью воздействовать на умы и чувства людей. С другой стороны, «продукция» поэтического творчества настолько своеобразна и неуловима, что порой возникает вопрос: а зачем она нужна, поэзия?.. Нужна ли она вообще?.. Нужно отметить, что подобная постановка вопроса о роли поэзии характерна для общества, где ценность вещей и явлений измеряется их конкретной бытовой полезностью. В Древнем Мире поэзия воспринималась как высший дар, который ценен сам по себе, потому что он исходит послан Богом. Поэты были жрецами и чародеями. В некоторых странах их влияние было настолько велико, что даже правители прислушивались к их мнению. Великий русский поэт А. С. Пушкин, продолжая традицию возвышенного отношения к поэзии, рассматривал поэта как «жреца прекрасного», «сына гармонии». В лирике Пушкина мы найдем немало стихов, посвященных теме предназначения поэта и поэзии. Очевидно, что жрец служит в первую очередь божеству, а не людям. В то же время не подлежит сомнению, что это служение, совершающееся по велению и законам божества, для людей является своего рода светочем, способствует их духовному росту и нравственному очищению. Действительно в лирике Пушкина есть произведения, подтверждающих подобный взгляд на роль поэта в обществе. Мотив жреческого служения звучит, например, в стихотворении «Поэт и толпа», в котором поэт на требование народа исправлять человеческие пороки возражает, что он служит только вдохновенью, а не сиюминутной пользе. В то же время в стихотворении «Пророк», в котором Пушкин символически изобразил призвание человека на особое служение, а пророческий и поэтический дар нередко идут рука об руку, Бог прямо указывает задачу пророка (и поэта): «глаголом жги сердца людей», то есть воздействуй на их личность, стремясь пробудить наиболее достойные качества. Призвание поэта — это серьезное испытание, нередко связанное с непониманием людей и одиночеством. Однако поэту не следует слишком заботиться о похвалах, слепо потакая вкусам толпы, переменчивой в своих предпочтениях:
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Восприятие поэтического дара как сурового испытания усиливается в лирике М. Ю. Лермонтова. В стихотворении «Пророк», которое многие литературоведы рассматривают как продолжение одноименного стихотворения Пушкина. Не отрицая высокого значения поэзии, Лермонтов одновременно размышляет над судьбой поэта в мире и приходит к печальным выводам:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все близкие мои
Бросали бешено каменья.
Однако, по мнению Лермонтова, судьба поэта не может быть легкой и безоблачной: стихотворные созвучия являются плодами сильных переживаний и жизненных невзгод:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
Образ бурного океана изображен в знаменитым стихотворением Лермонтова «Парус». В стихотворении «Нет, я не Байрон…» автор демонстрирует космический масштаб творческих горизонтов поэта, сравнивая свою душу с океаном:
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океай угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!
Но чем же так значим это космисмический простор поэтической души для окружающих? На этот вопрос Лермонтов дает ответ в стихотворении «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). «Мерный звук» «могучих слов», воздействуя на людей, способен воодушевить их на борьбу с врагами, служить духовному очищению или веселить душу. Лермонтов уподобляет поэзию вечевому колоколу, собирающему народ в минуты опасности или на какое-либо торжество. Но многие поэты стали забывать о высоте своего предназначения: В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Вероятно, каждый поэт рано или поздно задает себе вопрос о значении поэзии — и сам же пытается найти ответ. Н. А. Некрасов также обращался в своем творчестве к этой теме. Наиболее показательным в этом отношении является стихотворение «Поэт и Гражданин». В этом произведении изложены взгляды Некрасова на роль поэзии в жизни людей. Автор стихотворения делает акцент на общественном служении поэтического слова: Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…
Как известно, гражданская тема является основной в лирике Некрасова. Он полагал, что поэт обязан поставить свой талант на служение угнетенному народу: писать о его надеждах и тяготах, призывать народ к более активному участию в деятельности по улучшению собственной жизни. Так и поступал сам Некрасов. Он не отрицает, что поэт такого масштаба, как Пушкин, вправе в своем творчестве следовать одному лишь вдохновению, и до вершин пушкинского гения никому не дотянуться. Он указывает на то, что другим поэтам не подобает …в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…
Итак, опираясь на рассмотренные примеры, можно сделать вывод, что, несмотря на различия во взглядах поэтов XIX века на роль поэта и поэзии в жизни общества, они, безусловно, осознавали ее высокое предназначение. Естественно, что мнение каждого автора на эту проблему во многом зависело и от конкретных исторических условий, и от особенностей личного мировосприятия. Нужно иметь в виду, что осмысление поэтами собственного назначения развивалось в рамках определенной традиции, основанной на отношении к поэту как к своего рода пророку, провозвестнику и даже народному трибуну.