«Горе от ума» — произведение удивительное. В первой четверти XIX в. вошло оно в русскую литературу, в культурную и общественную жизнь страны и с тех пор не только не устарело, но привлекает все больше внимания литературоведов и историков. Кроме того, мы нередко начинаем цитировать «Горе от ума», еще не прочитав его. С детства мы относимся к героям комедии как с своим знакомым. Особенно интересно то, что мы одинаково живо представляем себе и тех героев, которых можем увидеть на сцене, и тех, кто лишь упоминается в комедии, порой — одной фразой.
Княгиня Марья Алексевна, Татьяна Юрьевна, французик из Бордо, князь Федор — все они известны читателям как персонажи «Горя от ума». Однако на сцене они не появляются. В комедии можно насчитать таких персонажей значительно больше, чем бывает обычно в драматургических произведениях.
Богатство «Горя от ума» внесценическими персонажами объясняется в первую очередь тем, что Грибоедов создавал свою комедию в тот период, когда на русской сцене господствовал классицизм. Как отмечал В. Г. Белинский, Грибоедов во многом сумел переступить жесткие законы этого художественного метода. В то же время полностью отрешиться от устоявшихся и официально признанных норм классицизма было тогда практически невозможно. Грибоедов строго следовал в своей комедии правилу единства времени и места, входящему в число законов классицизма. Наверняка это усложняло работу над произведением, в котором важно не только настоящее, но и прошлое героев.
В «Горе от ума» дана широкая картина жизни московского общества, хотя автор не имел возможности показать читателю ни детство Чацкого и Софьи, ни поездки «на поклон» к влиятельным лицам, ни службу Чацкого и Гори- ча, ни собрание в Английском клубе. Принцип единства места мешал Грибоедову вынести действие за рамки дома Фамусовых, то есть показать многие картины жизни московского дворянства. Они оживают в пьесе благодаря страстному красноречию Чацкого, а также в словах других героев.
Большинство внесценических персонажей лишь упоминается, но говорится о них при этом очень много. Восклицание Фамусова в конце пьесы:
Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна, —
сразу же ставит эту женщину на один уровень с такими известными и уважаемыми дамами, как Татьяна Юрьевна. Их характеристику можно найти в нескольких репликах Молчалина. Во-первых:
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв…
Итак, Татьяна Юрьевна и ей подобные — дамы высшего света не только Москвы, но и Петербурга. Татьяна Юрьевна — сплетница, как в общем-то почти все женщины ее круга. Эта деталь характеристики тесно связана с сюжетной функцией внесценических персонажей — светских дам в «Горе от ума». Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна распространяют информацию, выходящую за рамки единства времени и места. Татьяна Юрьевна через Молчалина передает зрителю весть о неудачной государственной деятельности Чацкого, а княгиня Марья Алексевна разнесет по Москве сплетни о Софье уже после происшедшего на сцене.
Светские дамы из числа внесценических персонажей комедии осуществляют своеобразную связь между местом и временем действия и тем, что было, будет или происходит за пределами дома Фамусовых.
Во-вторых, Молчалин советует Чацкому:
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам…
…частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Еще одна деталь характеристики и новая смысловая функция, относящаяся ко многим внесценическим персонажам комедии. Татьяна Юрьевна — влиятельное лицо, на поклон к которому принято ездить в поисках покровительства. Это уже характеристика не одной женщины, а всего московского дворянского общества. Не таланты, не ум, а связи и высокое покровительство решают человеческую судьбу. Такая смысловая функция — раскрытие принципов, нравов, отношений светского общества — присуща большинству внесценических персонажей «Горя от ума».
Слова Молчалина о Татьяне Юрьевне, о покровительстве вступают в противоречие со взглядами Чацкого еще до того, как разгорается конфликт между героем и обществом. Чацкий с его словами:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
оказывается враждебным не только тем немногим представителям общества, что присутствуют на сцене, но и Татьяне Юрьевне, и множеству других внесценических персонажей. Против Чацкого объединяются (не на сцене, а в жизни) высмеянные им дядюшка Софьи, «любитель театра», «тот чахоточный» ненавистник грамоты, «фрейлина Екатерины Первой», княгиня Пульхерия Андревна, «Нестор негодяев знатных» и десятки других представителей светского общества. Они создают ту силу, против которой безуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий.
Эти персонажи выполняют две основные сюжетные функции: служат поводом и объектом для насмешек Чацкого, помогая читателю ясно увидеть светское общество, и составляют реакционный лагерь, враждебный главному герою.
Среди них выделяются три фигуры, сходные по выполняемым функциям с остальными, но наиболее важные. Это те, кого ставят в пример в фамусовской Москве: Кузьма Петрович («…богат и на богатой был женат…»), Максим Петрович и Фома Фомич. Для Чацкого комична история выдвижения по службе Максима Петровича, а произведения Фомы Фомича — пример абсолютной глупости. А для Фамусова и ему подобных именно эти люди служат образцом. Благодаря тому что в комедию введены такие внесце- нические персонажи, мы начинаем понимать, каковы мерила ценностей в мире, который возмущает Чацкого. Противоречие между героем и обществом становится закономер ным.
Все эти впечатления постепенно накапливаются у читателя и зрителя. Еще не начался бал у Фамусовых, а мы уже находимся в напряженном ожидании взрыва, который произойдет после объявления Чацкого сумасшедшим. Одна из сюжетных функций внесценических персонажей — усиливать и обобщать впечатление, производимое происходящим на сцене.
Целый монолог Чацкого посвящен «французику из Бордо». Сюжетная функция этого персонажа — глубоко возмутить главного героя, заставить его выступить с горячей речью перед всем собравшимся у Фамусова обществом. Монолог окончательно отделяет Чацкого от фамусовского лагеря. С этого момента положение главного героя становится трагическим.
Смысловая функция «французика из Бордо» полемическая. Его взгляд на Россию со стороны вызывает у Чацкого мысли о необходимости истребить «нечистый… дух пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Этот вопрос обращен к залу, к читателю.
Особое место в комедии занимает Репетилов и целый ряд связанных с ним внесценических персонажей.
Барон фон Клоц в министры метил,
А я —
К нему в зятья… —
рассказывает Репетилов. Можно ли больше сказать о себе одной фразой? Карьеризм, двуличие Репетилова несомненны. Внесценические персонажи — барон фон Клоц, его жена и дочь — помогают нам увидеть истинное лицо мнимого приятеля Чацкого.
Вместе с Репетиловым перед нами возникает его общество, не менее опасное для Чацкого, чем фамусовское:
…во-первых, князь Григорий!
Чудак единственный! нас со смеху морит!..
Другой — Воркулов Евдоким;
Ты не слыхал, как он поет? о! диво!..
Но если гения прикажете назвать:
Удушьев Ипполит Маркелыч!!!
В журналах можешь ты, однако, отыскать
Его отрывок, взгляд и нечто…
Этот «секретнейший союз», эти ничтожные люди извращают идеи, которые дороги Чацкому. Грибоедов метко и резко выступает против глупости. Бессмысленное повторение чужих слов, шумиха убивают идею. Этого не может понять глупец Репетилов и пока лишь смутно чувствует Чацкий. Понять это должны мы — читатели и зрители комедии.
В «Горе от ума» множество тайных и явных врагов Чацкого как среди действующих лиц, так и среди внесценических персонажей. Те же, кого можно условно отнести к «лагерю Чацкого», не входят в число присутствующих на сцене. Если бы хоть один из них был действующим лицом комедии, не создалась бы ситуация, которую И. А. Гончаров связал с пословицей «Один в поле не воин».
Слабость Чацкого в «Горе от ума» оправдана в первую очередь тем, что он одинок в противоборстве со светским обществом. Будь на сцене хотя бы один соратник Чацкого — иной была бы и расстановка сил. После «Горя от ума» у нас остается ощущение, что, если Чацкий найдет единомышленников, борьба его уже не будет столь безнадежной.
Возможные соратники Чацкого незримо присутствуют в комедии: двоюродный брат Скалозуба «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», профессора педагогического института, по словам княгини, «упражняются в расколе и безверье», а ее племянник князь Федор «чинов не хочет знать» и занимается наукой. Появление таких непонятных свету людей показывает, как меняется эпоха и ослабевают позиции Фамусовых.
Очень интересно упоминание о матери Чацкого:
По матери пошел, по Анне Алексевне;
Покойница с ума сходила восемь раз, —
говорит Фамусов. Конечно, это злая выдумка, но за ней стоит образ женщины, которая не раз поступала, как ненормальная, с точки зрения света. В обществе Фамусова никогда не посмеют сказать такого о Марье Алексевне или Татьяне Юрьевне. Видимо, необычная личность матери повлияла на формирование «странного» человека Чацкого.
Комедия «Горе от ума» не замкнута в том временном и пространственном круге, где происходит действие. Через внесценических персонажей она связана с прошлым и будущим, с разными людьми и событиями, она не имеет начала, конца, рамок, как и настоящая жизнь.