1. Путь к творчеству.
2. Взаимосвязь человека и природы.
3. Особенности прозы Пришвина.
Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта ее… в нашей литературе не было.
М. Горький
М. М. Пришвин родился в купеческой семье, в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Окончив сельскую школу, в гимназии он так и не доучился: то совершил побег в Америку, то надерзил учителю — ни кому-нибудь, а В. В. Розанову — и был исключен из четвертого класса. После шести классов Тюменского реального училища в Елабуге он сдал экстерном экзамены за седьмой класс и поступил в Рижский политехникум. Пришвину приходилось работать и на виноградниках Кавказа, и в марксистских кружках, за что его ждало одиночное заключение и высылка в Елец. Этот удивительный человек учился в Йенском университете, окончил философский факультет в Лейпцигском университете, а после поездки в Париж вернулся в Россию и работал агрономом на хуторе графа Бобринского в Тульской губернии и в Клинском уездном земстве.
В 1904 году он, секретарь крупного петербургского чиновника В. И. Филипьева, пишет свой первый рассказ «Домик в тумане». Но он не был напечатан в отличие от книг сельскохозяйственных, таких как «Картофель в полевой и огородной культуре». Пришвин начинает работать корреспондентом в газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День». В 1906 году в журнале «Родник» впервые напечатали рассказ Пришвина «Сашок». Писатель работает над книгами «В краю непуганых птиц» (за эту книгу Пришвин позже был избран действительным членом императорского Географического общества), «За волшебным колобком», «У стен града невидимого», создает повести, рассказы, сценарии. Пришвин был на фронте военным корреспондентом, санитаром, в мирное время — краеведом, учителем русского языка, директором школы. Писатель — продолжатель традиций русской классической литературы, С. Т. Аксакова, В. Г. Короленко. А. А. Блок подметил лиризм его прозы.
Большинству из нас он известен как новеллист, автор рассказов об охоте и природе. Природа в произведениях Пришвина отображена столь же достоверно, сколь и поэтично. Автор наблюдает за природой, исследуя ее с любовью и вниманием. Простым языком он рассказывает нам о ежедневных изменениях в мире природы, о жизни животных, о взаимодействии человека и природы. Сюжеты его произведений — это реальная жизнь. Описывая животных, автор наделяет их разумом. Рассказывая об охотничьих собаках, о диких животных, автор замечает каждое их движение, угадывает любую мысль.
Главной темой для писателя всегда была взаимосвязь человека и природы. Ведь человек несет ответственность за нее. Как человек воспринимает природу, как относится к ней, влияет на мир природы — через все эти аспекты Пришвин раскрывает читателю душу человека, его переживания.
На то, что человек — главное, что должно интересовать в изображении природы, обращали внимание Н. Г. Чернышевский и А. П. Чехов. Сам Пришвин сравнивал «всех лесных существ» с людьми в стремлении к весне, говоря о взаимосвязи всего живого на земле. Как часть природы, человек живет по ее законам и должен подчиняться им. Любовь автор сравнивает с весной, человеческую жизнь сравнивает с деревом: «Тайна жизни вся скрыта в маленьком семени: было маленькое семя ели, это семя раскрыло теперь все заложенные в него возможности, и по срезу огромного ствола я считаю годовые круги. В этом и человеческая сложная жизнь ничем не отличается от дерева: из нас тот высший человек, кто лучше всех других раскрыл все заложенные в себе самом возможности». Только окунувшись в мир природы, человек обретает себя, свое лицо, сущность. Природа помогает ему раскрыться, потому что он не забывает своей связи с ней.
«Основа его творческого метода — мгновенная перекличка человека и природы, их взаимообусловленность, так что природный факт прямо свидетельствует о человеке, и наоборот», — делает вывод исследователь Е. ???Клепикова. По ее мнению, писатель изображает момент взаимопроникновения человека и природы. Радость жизни, душевный подъем, раскрытие творческого потенциала — вот что чувствует человек в таком взаимодействии. Ошибкой критиков-современников было считать Пришвина певцом природы, писате-лем-географом, в то время как главной фигурой его творчества всегда был человек — царь природы, идеальный «всечеловек».
Проза Пришаина не несет в себе скрытого или явного морализаторства, хотя напоминает нам о высших духовных ценностях, наполнена красотой и поэтичностью жизни. Сколько знаний о лесе и повадках животных получает читатель! Все это результат наблюдения и изучения природы самим автором. Детальность и выразительность описания, его очерковость подчеркивают реальность происходящего. К. Г. Паустовский называл прозу Пришвина «разнотравьем русского языка», замечая тот факт, что «обширные познания в области этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически входят в его писательскую жизнь». Проза Пришвина — это и сказка, и быль. Природа у него — самостоятельный гармоничный мир, и живя по ее законам, человек тоже обретает гармонию. Эта тема в наше время не теряет своей актуальности, приобретает новое звучание, и поэтому творчество Пришвина получает горячий читательский отклик.