Со времени опубликования романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова прошло более полувека. Но романы до сих пор не утратили своей силы и прелести.
«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» были построены на глубоком фактическом материале, который писатели собрали, работая в редакции газеты «Гудок». Это были рабкоровские письма и заметки, жалобы читателей, приходившие с редакционной почтой. За этими письмами стояли живые люди с настоящими именами и фамилиями, которым надо было выжить в новом социалистическом мире. Это были хорошие люди и прохвосты, чинодралы и бюрократы, перерожденцы и подпольные миллионеры.
Сюжет «Двенадцати стульев» таков: два жулика рыщут по стране, гоняясь за бриллиантами, зашитыми старорежимной дамой в обивку стула. Такой сюжет позволил авторам рассказать о множестве встреч, пройдясь сатирическим пером по участникам очередного эпизода.
В книге изображена галерея жуликов всех мастей, спекулирующих кто стибренным у старушек жалким имуществом, кто служебным положением, а кто и совестью.
Это деятели «Меча и Орала» — бездельник Полесов, нэпман Кислярский, «голубой воришка» Альхон, обкрадывающий беспомощных старушек в богадельне во имя прокормления обширного семейства сытых бездельников. Это поэт-халтурщик Никифор Трубецкой-Ляпис с его неизменными стихами о Гавриле, который был и хлебопеком, и лесорубом, и почтальоном, и охотником — в зависимости от того, в какой отраслевой журнал предлагалась очередная «Гаврилиада».
В романе дается образ «людоедки» Эллочки с ее лексиконом из 30 слов, с ее страстью следовать моде американских миллионерш, с людоедской хваткой выкачивания денег из своих близких.
На фоне всех этих жуликов и просто обывателей, преследующих свои мелкие цели, подличающих и «подтибривающих» чужое добро, по-настоящему привлекательным кажется образ Бендера. По-моему, сами авторы немного любовались своим героем и его авантюрами (как поется в песне Ю. Кима к фильму «Двенадцать стульев»: «Разбор грехов моих оставьте до поры. Вы оцените красоту игры!»). Тем более что жертвами Остапа становятся люди, ни малейшей симпатии не вызывающие. Он предприимчив, умен и находчив, обладает великолепным чувством юмора, он хороший психолог, досконально изучивший слабости человеческие, знающий, как подобрать ключик к человеку. Но его влиянию и «злодейскому обаянию» поддаются только люди с червоточиной, именно поэтому, как мне кажется, и не случается роман Бендера и Зоей в «Золотом теленке».
На страницах «Золотого теленка» великий комбинатор Остап Бендер рассчитывает стать счастливым путем вымогательства денег у другого проходимца Александра Ивановича Корейко, которому трудно было развернуться в условиях социализма.
Портрет Корейко нарисован подробно и обстоятельно. С одной стороны, он мелкий чиновник, простой и незаметный служащий, с другой — человек с хваткой крупного хищника, начавшего свою карьеру с прямого убийства. Корейко похищает несколько эшелонов с хлебом, направленных в голодающее Поволжье.
Авторы показали нам сущность стяжательства. Рядом с Корейко «трудятся» и приумножают его богатства начальник «Геркулеса» бюрократ Полыхаев, его подручные Скумбриевич, Берлага и множество других жуликов и подхалимов разных мастей и рангов.
Картину дополняет «Воронья слободка» — коммунальная квартира, в которой живут причудливые персонажи, начиная от экс-камергера Митрича, который гордо заявляет, что «в гимназиях не обучался» (что было чистой правдой, потому что обучался он в Пажеском корпусе), и кончая выгнанным из третьего класса Васисуалием Лоханкиным. В образе этого человека осмеян мнимо интеллигентный сброд.
В романах есть все, чтобы увлечь любого читателя: напряженный сюжет, колоритные фигуры, комические недоразумения, великолепный юмор. А фразы и выражения, ставшие крылатыми: «Заграница нам поможет», «Ключ от квартиры, где деньги лежат», «Лед тронулся, господа присяжные заседатели», — до сих пор у нас на языке.
Несмотря на то что многие типы, выведенные в романах Ильфа и Петрова, канули в прошлое, многие переменили маски, изменилась вся жизнь страны, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» до сих пор популярны и любимы.