Вы находитесь: Главная страница> Лесков Николай> Герой и проблематика повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

Сочинение на тему «Герой и проблематика повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»»

Произведения Н. С. Лескова узнаются сразу, благодаря оригинальному
стилю писателя. Лесков использовал сказовую манеру
повествования, то есть вел рассказ от имени человека из народа,
имитируя устную — «нелитературную» — речь, полную остроумных
неологизмов, необычных оборотов. Главный герой повести
«Очарованный странник» Иван Флягин рассказывает о своей удивительной
жизни. Прежде чем он начинает повествование, автор в небольшом
вступлении рисует портрет главного героя в старости:
«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом
и густыми волнистыми волосами…. он был в полном смысле слова
богатырь…, напоминающий дедушку Илью Муромца…» Флягин одет
монахом, однако Лесков замечает, что ему бы больше подошло
разъезжать «в лаптищах по лесу» на могучем коне. Вскоре выясняется,
что Флягин лишь недавно стал послушником и путь его в монастырь
был долгим и тяжелым.
Флягин обладает наивной верой в чудеса. Лесков назвал героя
«очарованный странник», потому что Флягин уверен: вся жизнь его
прошла под знаком мистического предсказания. Иван родился в семье
крепостного конюха, рос «при лошадях» и в одиннадцать лет
уже сделался форейтором. В это время ему и было дано знамение на
всю жизнь. Флягин из мальчишеского озорства стегнул кнутом
заснувшего на возу монаха, а тот упал под колеса и погиб. Дело замяли,
но убитый монах явился Флягину во сне и объявил ему, что Иван
должен исполнить волю матери и уйти в монастырь. Поскольку
Флягин засомневался в словах монаха, тот дал Ивану знамение:
«… будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь…» Лишь
когда придет «настоящая погибель», Флягин должен будет исполнить
волю матери. Рассказывая о своей жизни, главный герой ничуть
не сомневается в верности предсказания. Однако Лесков не
сводит идею повести к однозначному мистическому толкованию.
Читатель сам может сделать вывод из рассказа Флягина. Только ли
судьба бережет главного героя, или его удивительная жизнестойкость
связана с личными качествами?
Уже само явление Флягину убитого монаха можно объяснить
психологически: Иван переживает из-за невольного преступления
и думает, не уйти ли ему в монастырь, чтобы замолить свой грех.
Однако молодость берет свое, Флягин продолжает жить «в миру»,
и с ним происходит множество удивительных вещей.
Наутро после видения Иван спасает господ, остановив помчавшихся
лошадей, и срывается в пропасть. Он чудом остается жив
и убеждается в верности предсказания. Лесков показывает бесчеловечное
отношение дворян к крепостным: вскоре господа жестоко
наказывают Флягина за издевательство над кошкой, словно забыв,
что он спас им жизнь. Отчаявшийся Иван решает повеситься, но
и от этой «погибели» его спасает чудом появившийся рядом цыган.
Флягин уходит с ним «в разбойники», и начинается его «очарованное
странствие».
Поругавшись с цыганом, Иван нанимается нянькой к дочке
одного барина. Конечно, он теряется вначале от неожиданного
предложения, но барин заставляет его согласиться, верно угадав,
что у «странника» доброе сердце. Флягин заботливо ухаживает за
ребенком. Служба его прерывается из-за появления матери девочки.
Сбежавшая от мужа-барина, мать умоляет Ивана отдать ей дочь, и он
из жалости соглашается. Далее судьба забрасывает Флягина на десять
лет в плен к татарам. Страстный любитель лошадей, Иван участвует
на ярмарке в жестоком состязании — битье нагайками «наперекор» —
и убивает соперника — татарина. Древнее противостояние русских
и татар символически изображается Лесковым в сцене ярмарочного
состязания. Из-за смерти соперника Флягин вынужден скрываться.
Он соглашается спрятаться у татар в дикой степи, не подозревая,
что добровольно идет в неволю. Татары не позволяют Флягину вернуться
и после попытки бегства «подщетинивают» его. В пределах
становища Иван пользуется свободой, татары дают ему жен и считают
своим лекарем. Лишенный возможности быстро ходить, Флягин
должен был бы погибнуть в степи, но необычная выносливость
и смекалка помогают ему вырваться на свободу. Вытравив из ступней
щетину, Иван запугивает татар фейерверком и после многодневного
«марафона» через степь возвращается в Россию.
Следующий важнейший этап его жизни связан со службой конэ-
сером у князя и любовью к цыганке Груше. При князе Флягин существовал
беззаботно и начал выпивать. От этой напасти его избавил
таинственный «магнетизер», так, по крайней мере, считает верящий
в чудеса Иван, хотя по его рассказу можно решить, что Флягин вылечился
от пьянства силой самовнушения.
Любовь к Груше показывает главного героя как чуткого и заботливого
человека. Цыганка полюбила князя, и Иван относится к ней
с братской нежностью. Когда князь решает избавиться от надоевшей
«игрушки», Груша впадает в отчаянье и просит Флягина убить ее.
Иван исполняет страшную просьбу и сам начинает искать смерти,
мучаясь от содеянного.
Главный герой отправляется служить за другого человека в армию
и совершает подвиг при переправе через реку. Иван показывает
чудеса силы и смелости, хотя сам уверен, что это бог хранит его
для монастыря. В конце «очарованного странствия» Флягин становится
послушником, но смиренная жизнь монаха не для него, и Иван
снова собирается стать солдатом. «…Мне за народ очень помереть
хочется»,-просто говорит он.
В повести «Очарованный странник» Лесков изображает настоящего
потомка русских богатырей. Главный герой воплощает в себе
силу и талантливость народа. Он совестлив, добр, справедлив и наделен
нерушимой верой. Флягин простодушно считает, что его жизнь —
это исполнение мистического знамения, однако Лесков явно подталкивает
читателя к выводу, что главный герой сам творит свою
судьбу.