Прогресс против души Никто не будет спорить, что движение вперед предпочтительней топтанию на месте, а тем более отступлению в прошлое. Все развитие человечества тому подтверждение: именно стремление в будущее и желание постичь неизвестное двигают науку, а за ней и технический прогресс. Века человек жил в пещерах, века ходил за сохой, века ездил на лошади, и вдруг за какие-то полтораста лет полмира пересело в машины, весь мир смотрит телевизоры и говорит по телефонам, вся молодежь «висит» в Интернете, люди летают в космос, дети рождаются из пробирок… всех чудес и не перечислишь. Но. Войны не прекратились. Преступность не уменьшается. Сотни тысяч ежегодно гибнут в автокатастрофах. Сотни тысяч уходят от этого мира в наркотические грезы и опять же гибнут. Проблемы, проблемы и проблемы. И, в общем-то, складывается впечатление, что чем быстрее развивается техника, тем ниже становится уровень духовных запросов.
Считать, особенно деньги, умеют все, а вот думать о душе получается не у каждого. Что же ждет человечество в итоге? Неужели сбудутся предсказания классиков литературы, и когда-нибудь ожившие машины будут править бездушными людьми? Кто ответит за все эксперименты: и технические, и тормозящие развитие духовной личности. Один из таких экспериментов описал Михаил Булгаков. В «Собачьем сердце» он предостерегает от бездумного вмешательства в природу даже ради самых благих целей. Михаил Александрович, будучи доктором по образованию, правильно поставил в своем произведении диагноз и определил последствия болезненных экспериментов в нашей стране. Но повесть увидела свет только через 60 лет после написания, когда самого автора уже давно не было в живых, а болезнь перешла на генный уровень, и теперь выздоровление будет долгим и мучительным. Итак, сюжет сатирической повести — неудачный эксперимент, который провел профессор Преображенский. Нужно сразу отметить, что профессор — человек весьма умный и положительный, здраво рассуждающий и хорошо понимающий, что происходит вокруг.
Несмотря на то, что Булгаков отвел ему роль новоявленного Фауста, уважения заслуживает признание Преображенским своей ошибки: нельзя вмешиваться в природу и пытаться форсировать естественный ход жизни — это безнравственно по отношению к будущему. Берясь за скальпель, профессор мечтал о развитой личности, собирался продлить жизнь человека, а в результате операции получает мерзкое, бездуховное и примитивное существо в человеческом обличии, которое живет лишь животными инстинктами.
Человекообразное чудовище почему-то переняло только все самое дурное от «хозяина» гипофиза Чугункина и вытеснило все хорошее, что было в собаке. Сотворенного научной мыслью Шарикова удается уничтожить, и пес по кличке Шарик вновь обретает жизнь. Преображенскому повезло — не столь много зла успел натворить Полиграф Полиграфович, тем более что эксперимент остановлен и ученый понял свою ошибку. Теперь он точно знает, что никакими революционными методами человека к лучшему не изменишь. А всякие попытки на этот счет могут иметь необратимые и страшные последствия. В основном, когда говорят о «Собачьем сердце», делают акцент на сатирическое изображение строительства социализма, что, мол, только это и имел в виду Булгаков. Тогда как отнестись к тому, что чем шире и волшебней становятся возможности медицины, тем изощренней на них реагирует природа: появление новых страшных болезней, все увеличивающееся число бесплодных пар и генетических заболеваний и так далее, и так далее. Может, не стоить спешить дальше с прогрессом и хватит упрощать жизнь человека? Пришла пора подумать о развитии внутреннего потенциала души человека.