Александр Сергеевич Грибоедов говорил, что готов «голову положить за соотечественников», и с замечательной энергией служил на этом поприще, мужественно отстаивая интересы России. «Уважение к России — вот что мне нужно», — сказал он накануне своей гибели в Персии.
Уважения к своему народу, его языку, истории, традициям желает и добивается и Чацкий — герой бессмертной грибоедов- ской комедии «Горе от ума».
После окончания Отечественной войны 1812 года передовая часть общества ожидала реформ. Однако ожидания эти оказались тщетными. Не дождавшись реформ, дворянская молодежь объединяется с единственной целью: помочь народу и в целом изменить устои общества. Иными словами, зреет движение декабристов.
Действие комедии, впрочем, как и написание ее, приходится как раз на этот период. Читая «Горе от ума», мы видим, что часть молодежи, хотя и небольшая, замечает все «подлейшие черты» «прошедшего житья». Эта молодежь гордится тем, что является частью героического народа. Уважение к народу стало основой патриотизма. К этой части дворянской молодежи принадлежит и Чацкий: «…умный, бодрый наш народ…» — так отзывается он о тех, кто противопоставлен в комедии фамусов- скому обществу.
Так вскоре после войны 1812 года в дворянской среде более четко, чем когда бы то ни было раньше, определилось два враждебных лагеря: приверженцы консервативных взглядов, защитники старого, но отживающего свой век — в одном, и прогрессивная молодежь, состоящая из сторонников решительных политических и социальных перемен, — в другом. Первые — представители фамусовского общества («за дряхлостию лет к свободной жизни их вражда непримирима»), а вторые — будущие декабристы, к числу которых принадлежал и Чацкий.
Несмотря на то, что в обществе обозначился раскол и немалая часть дворянства примкнула к сторонникам перемен, приверженцев консервативных взглядов было много больше. Установившийся строй настолько выгоден был обществу, что оно, то есть та часть его, которая в комедии представлена фамусовс- ким обществом и которая руководствовалась в определении жизненных позиций лишь собственными интересами, с особым рвением встало на защиту своих устоев. Это общество до смешного боится любых нововведений, а в особенности в отношении просвещения.
«Ученье — вот чума, ученость — вот причина» — так звучат слова Фамусова, обвиняющего просвещение в нарастании волнений и недовольства в обществе.
Фамусов и его гости утверждают «век минувший» — «век покорности и страха», время правления Екатерины II, когда дворяне были наделены огромными привилегиями, когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея», когда «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея».
Фамусов — типичный представитель и выразитель идей существующего общества. Его жизненные принципы — в его репликах: «…По отцу и сыну честь…», «Ну как не порадеть родному человечку», «…и в чтенье прок-то не велик», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина», «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь» — так рассуждает Фамусов — типичный московский барин-крепостник, живущий предрассудками.
Таковы и его гости. Скалозуб — «золотой мешок и метит в генералы», незаслуженно получающий звания и награды. Молча- лин — чиновник при Фамусове, «блаженствующий на свете», добивающийся всего тем, что «там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет!» Репетилов, от латинского repetitio — повторение, — пародия на вольнолюбивую молодежь. И когда в доме Фамусова появился Чацкий, восстающий против укоренившейся морали, желающий, по словам хозяина дома, «вольность… проповедать», все присутствующие моментально и единодушно выступают против, не стесняясь в выборе средств борьбы с инакомыслящим. И Чацкий покидает Москву, увозя «мильон терзаний».
И тем не менее Чацкий не побоялся высказаться обо всем открыто. Он предпочитает быть «мечтателем опасным», а не «бессловесным», и его монологи обнажают передовое мышление и свободолюбивые взгляды — как раз то, что и роднит его с декабристами.
Чацкий не признает идеалов фамусовского общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея» и где «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея». Фамусовским убеждениям Чацкий противопоставляет высокий идеал служения Отечеству, желание не прислуживаться, «служить делу, а не лицам».
И отъезд Чацкого — это доказательство того, что есть сила, способная противостоять силе фамусовского общества.
А.И. Герцен назвал Чацкого декабристом и писал, что этот герой «шел прямой дорогой на Сенатскую площадь и на каторжные работы».
Комедия А.С. Грибоедова бессмертна. Говоря о комедии, современник Грибоедова Бестужев писал: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в числе первых творений народных». И он был прав. Комедия бессмертна по многим причинам: это и всегда актуальный сюжет, и вечные образы, и сам язык, которым написана комедия: ведь огромнейшая часть выражений вошла в нашу обиходную речь.
Сюжет же не потеряет своей актуальности благодаря проблемам, поднятым в произведении. Комедия заключает в себе два конфликта: столкновение Чацкого с фамусовским обществом и интригу любви… А любовь, как и «борьба свежего с отжившим», во все времена будет иметь место. Также и типы. Разве переведутся когда-нибудь Молчалины — подхалимы, умеющие добиться всего лестью и угождением? Нет! Они всегда будут «блаженствовать на свете». Или, к примеру, Фамусовы — рьяные приверженцы консервативных взглядов, противники всякой новизны? Или те же Скалозубы, получающие награды за то, чего не делали, и хвастающиеся подвигами, которых не совершали? Не переведутся и Репетиловы, пустые, никчемные представители своей эпохи. И, конечно же, «каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого», поэтому-то «Чацкие живут и не переводятся в обществе», хотя в последние годы о Чацком появились и другие суждения.