Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Гражданский пафос поэмы Рылеева «Наливайко»

Сочинение на тему «Гражданский пафос поэмы Рылеева «Наливайко»»

Наиболее осязательные контуры приняла поэма «Наливайко», от которой до нас дошло свыше десяти отрывков (опубл. 1825). Облик Наливайки, как он вырисовывается в написанных поэтом страницах, гораздо больше соответствует историческим данным, чем фигуры Мазепы и Войнаровского. Значительно вернее с исторической точки зрения трактуются и события, изображаемые в поэме: борьба украинского народа с панской Польшей за национальную свободу. Знаменательная эволюция намечалась и в образе героя. Наливайко, которому были кровно близки страдания угнетенных масс, теснее связан с народом, чем это было обычно свойственно романтическому герою, в том числе и Войнаровскому. Судя по плану поэмы, в действии должны были принять участие и народные массы («Восстание народа», «Поход», «Сражение»), Гражданский пафос поэмы не вступал в противоречие с сюжетом, не терял при этом политической злободневности. Неотразимое впечатление произвели на современников известные стихи из «Исповеди Наливайки», в которых словами героя Рылеев предсказал свою собственную гибель. И он же афористически обосновал историческую необходимость этого: «Но где, скажи, когда была без жертв искуплена свобода?»

В поэме «Наливайко» должны были полностью проявиться те эпические тенденции, которые наметились в «Войнаровском». Рылеев здесь отказывался от посредства рассказчика, намечал строгую последовательность в рассказе о событиях, сочетал в изложении эпическую широту с повествовательной сжатостью. А. С. Пушкин оценил направление, наметившееся в новых эпических опытах Рылеева, по отрывку «Палей», появившемуся в печати в начале 1825 г. Предвидя возможную «перемену министерства на Парнасе», Пушкин в письме брату писал: «Если Палей пойдет, как начал, Рылеев будет министром». Здесь в шутливой форме не только дана высокая оценка авторских возможностей Рылеева, но и признан правильным путь, по которому он пошел. Пушкин подметил реалистические тенденции, которые стали обнаруживаться в творчестве Рылеева.

Работая над «Наливайко», Рылеев составлял план поэмы в шести песнях о Богдане Хмельницком. Но позднее поэт решил вместо поэмы написать трагедию, и в ноябре 1825 г. он читал друзьям пролог (сравнительно недавно впервые опубликованный) к новой трагедии «Хмельницкий». Замечательной чертой этого замысла поэта-декабриста является значительно большее, по сравнению с его прежними произведениями, внимание к народным массам, тяжелое положение которых под гнетом украинской шляхты и рисуется в прологе. Так раскрывались социальные предпосылки движения, во главе которого должен быть стать Богдан -Хмельницкий. Можно предполагать, что в новом произведении нашли бы развитие реалистические тенденции, наметившиеся в творчестве Рылеева.

После А. Н. Радищева, зачинателя русской революционной литературы, Рылеев на новом историческом этапе явился наиболее последовательным представителем революционной поэзии. Свое творчество он подчинил задачам освободительной борьбы против крепостничества и самодержавия. Рылееву принадлежит и принципиальное утверждение первенства в искусстве общественного содержания, выражением чего явилась известная его формула: «Я не поэт, а гражданин».