Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений.
Н.А. Некрасов
И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» представил конфликт двух поколений, но в основу романа положен конфликт не возрастной, а социальный, между аристократами Кирсановыми и разночинцем демократом Базаровым. Он порожден эпохой 60 х годов, когда разногласия между либералами и революционными демократами обострились. Это были годы изменения общественного строя России. Ряды демократов стали пополняться. Демократы активно выступали против угнетения народа, вызывая страх у царского правительства.
Передовая часть общества пыталась довести до народа гнилость крепостного права, политической системы России, бездейственность и паразитизм царского правительства. Время было смутное. Обстановка того времени и дала повод Тургеневу изобразить в романе столкновение «передового человека» — Базарова с сельскими «аристократишками» — Кирсановыми. Изображая как бы конфликт характеров и мировоззрений, Тургенев показал социальную обстановку 60 х годов, где Базаров играл главную роль, да еще и очень прогрессивного нигилиста демократа.
Чтобы глубже понять духовный мир Базарова, быть может, уместно, хотя и забегая вперед, упомянуть о прошлом Базарова, о его родителях. Базаров родился в небольшой деревушке, в семье «штаб лекаря». Даже по облику деревушки, дома и по описанию родителей можно о чем то судить. Дворянский домик был небольшой, под соломенной крышей. Родители простые и добрые люди. Отец, бывший в военной службе, был истинным тружеником. Все работы по хозяйству выполнял сам, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил крестьян на оброки. Отдал им свою «земную исполу» и даже занимался врачеванием. И, казалось бы, в такой глуши трудно было получить достойное образование, но путь типичного разночинца труженика привел к тому, что годы упорного труда, прежде всего над самим собой, сделали его эрудированным и образованным человеком, осведомленным в области медицины, химии, ботаники, зоологии и ряда других предметов.
В романе Базаров предстает перед нами как друг Аркадия Кирсанова. Постепенно образ главного героя — Базарова раскрывается в общении с братьями Кирсановыми и, конечно же, с Аркадием во время их пребывания в усадьбе Кирсановых. Только в общении раскрываются все стороны жизни Базарова. И уже после некоторого знакомства с героем нам становится ясно, что он резко противопоставляется остальным героям. Не только Павел Петрович, но и мы обращаем внимание на то, что буквально все — одежда, внешний облик: «… Длинное и худое, с широким лбом, плоским кверху, заостренным снизу носом, зеленоватые глаза, самоуверенность и ум на лице…», развязная речь, манеры, взгляды на жизнь — отличают его от братьев Кирсановых, а больше раздражает их, особенно Павла Петровича: «Ненавижу я этого лекаришку; по моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он в физике недалеко ушел».
Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова. Он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем. Он возненавидел его за совершенную развязность и неуважение к себе. Он подозревал, что и Базаров презирал его — П. П. Кирсанова — уважаемого всеми за аристократические манеры и удивительно пышный образ жизни. Ему хотелось всячески доказать свое превосходство над этим наглым нигилистом. Базаров же указывал на обратное в Павле Петровиче: на бессмысленность жизни аристократов, на их бесполезность для общества. Базаров расходился во мнениях с Павлом Петровичем и никогда не отступал от своих взглядов, стоял на своем. Но в то же время никогда не доходил до обид и оскорблений. Павел Петрович же рвется в бой, отстаивая свои принципы, едва заслышав о нигилизме Базарова. Ему никак не удается убедить Базарова, и он прибегает к оскорблениям, доходя до ехидства и насмешек, употребляя, к примеру, слово «германцы» вместо немцы, но Базаров не реагирует на эти выпады, считая их мелочами, а бережет силы для настоящего боя. Главная причина, вызвавшая ненависть Павла Петровича Кирсанова к Базарову, была в том, что он перечеркивал всю бесцельную и пустую жизнь Павла Петровича, не оставляя ни малейшей надежды.
Базаров не щадит и брата Павла Петровича — Николая Петровича. Несмотря на заметный прогресс в мышлении Николая Петровича, он все же, как и брат его, является приверженцем аристократизма, частью аристократического гнезда в романе. Николаю Петровичу можно приписать все «грехи», выявленные Базаровым у его брата. Являясь культурным и образованным, он все же извергает меньше гнева, чем брат его, хотя подчас и согласен с братом. Он старается не вмешиваться в их «идейные» споры. Он покорно признает превосходство Базарова, чувствуя в нем цельность, практичность и твердость. Он побаивался его и сомневался в пользе его влияния на Аркадия, но он охотно беседовал с ним и слушал его, просил его совета и интересовался всем, чем занимался Базаров. Вот что заметил Базаров после осмотра его владений: «… Добрые мужики надуют твоего отца всенепременно». Тургенев также отмечает несостоятельность Николая Петровича, его существование столь же бессмысленно, как и существование его брата. Удивляясь, Николай Петрович говорит: «… Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что… красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, — а они говорят, что песенка моя спета».
И поэтому, накопив много обид за себя и за брата, Павел Петрович, привыкший подчинять себе всех, не повышая голоса, идет на дуэль, отступая от своих аристократических принципов. Причина же принятого решения была такова: «… Вы же на мой вкус здесь лишний, я вас терпеть не могу, я вас презираю…» Автор, как мне кажется, делает сравнение с тем, как в то время расправлялись с демократами. Таким способом Павел Петрович пытается выиграть спор. Базаров отмечает глупость принятого им решения, но он не трус, и принял вызов достойно. «… Фу ты, черт! Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!». Поэтому то и застрелить друг друга они так и не смогут.
Несмотря на желание общаться с людьми, Базаров бесконечно одинок. Несмотря на то, что он подтрунивал над ними, они чувствовали, что он все таки свой брат, а не барин. Базаров отмечал, что таких, как он, немало, но в романе мы не видим ни одного его единомышленника. Один из мнимых учеников и последователей был «мякенький либеральный барин». Аркадий — друг Базарова, он был очень привязан к нему, и в первых его репликах видно слепое копирование поступков Базарова. Аркадий подражает ему и даже всем хвалится о достоинствах Базарова. В Аркадии не видна его реальная позиция, его отношение к действительности. Он всего лишь игрушка в руках Базарова, что отмечают многие герои романа. И, несмотря на противоречивые суждения Аркадия, мы видим в нем романтика. Нередко он искренне восторгается, любуется красотой природы, он испытывает высокие чувства, что вызывает отрицательные эмоции у Базарова. Аркадию нередко противны и циничны его слова, реплики. Базаров позволяет себе грубыми и пошлыми словами выражать свое отношение к предмету разговора. Впоследствии Аркадий все чаще солидарен со своим дядей Павлом Петровичем, не соглашаясь с Базаровым. Его удивляет бесцеремонность и резкость Базарова. Аркадий быстро расстается с нигилистическим обществом Базарова. И оставляет «дань молодости» в прошлом — в юношестве, оставаясь привязанным к Базарову. Разрушив последние надежды на перевоспитание Аркадия, Базаров, прощаясь с ним, говорит: «… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится».
Любовь Базарова к Одинцовой играет немаловажную роль в раскрытии его духовных качеств. Любовь раскрывает его как натуру сильную, страстную и глубокую. Раскрываются те качества, которые не могли проявиться в другой ситуации. До встречи с Одинцовой он, очевидно, не знал настоящей любви, и поэтому перед Аркадием высмеивал рыцарские чувства к женщине, романтизм, можно сказать, саму любовь. На практике получилось обратное. Они нравились друг другу, беседовали вдвоем и делились сокровенными мыслями. Но в то же время находили в себе и недостатки. Одинцова видела в нем что то новое, с чем ей не случалось встречаться, а она была любопытна. Не имея никаких предрассудков, даже сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла, точнее, никуда не стремилась. Жила она спокойно и размеренно, ни в чем себе не отказывая. И, как мы понимаем, такая довольно праздная жизнь не радовала Базарова, и он, не смущаясь перед ней, говорил о ее «аристократических замашках», осуждал в ней то, что ему чуждо. Ему не нравилась торжественная правильность ее жизни. Но говорил, что «… не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…» Он понял, что в вопросе перевоспитания Одинцовой «… с ней не добьешься толку» — она «тертый калач». Но и Одинцова замечала, что как бы он ни любил ее, он не пожертвует во имя любви своими убеждениями, которые подчас кажутся довольно резкими и пошлыми. Однако и пребывание в кругу Одинцовой не прошло даром. Он понимает, что буквально все нельзя отрицать, можно лишь подвергать сомнению. Он, вопреки нигилистическим запретам, глубоко и сильно чувствует. Он далее не может быть таким «свирепым», каким он хотел видеть себя ранее, но и стать таким, как Одинцова или его отец, он не может, для него это значит смириться со своей тяжкой долей.
Но так уж сложилась судьба у Базарова, что не пришлось ему стать ученым материалистом, общественным деятелем. Не смог он бороться со всеми в одиночку, не имея единомышленников. Это обстоятельство указывает на то, что время Базаровых еще не пришло. Сам Базаров это ощущает. Умирая, он произносит слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен!» Его мучает сознание того, что он боролся за великие идеи, но сам ничего не успевает сделать для достижения своей цели: «И ведь тоже думал, обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!» Но и обвинять его за то, что сражался впустую, нельзя. Ведь если подумать — что он мог один сделать в такое смутное и тяжелое время?
Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, наиболее отчетливо выражают отношение автора к его герою. Он преклоняется перед его стойкостью: скорбит над ним. Последние строки вызывают горечь и сочувствие, и нельзя не почувствовать сожаление и скорбь. Читатель прощает Базарова нигилиста, а помнит только Базарова как непобедимого и стойкого бойца за демократию.
Тургенев писал: «… Если читатель не полюбил Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и дерзостью, если он его не полюбит, повторяю я — я виноват и не достоин своей цели».
По моему, он достиг цели, и я, читатель, понимаю Базарова.