Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Художественные функции литературного пейзажа (по произведениям русской литературы первой половины XIX века)

Сочинение на тему «Художественные функции литературного пейзажа (по произведениям русской литературы первой половины XIX века)»

В литературном произведении пейзаж является одним из композиционных и содержательных элементов художественно¬го целого. В ряде случаев он становится основным предметом изображения (пейзажная лирика). Функции пейзажа определя¬ются творческим замыслом автора, а также особенностями той эстетической системы, в рамках которой создается то или иное произведение.
В русской литературе XVIII-XIX веков основными литера¬турными направлениями являются классицизм, сентимента¬лизм, романтизм, реализм. Каждое из направлений характери¬зуется соответствующей эстетической системой, на основе которой разрабатывались те или иные принципы пейзажной живописи.
Представители классицизма (Ломоносов, Державин) стави¬ли перед собой задачу прославить деяния правителей, воспеть красоту и величие мира. В одах Ломоносова пейзажи грандиоз¬ны, потрясают масштабом и великолепием: «Открылась бездна, звезд полна, / Звездам числа нет, Бездне — дна…»
Излюбленный жанр сентиментальной литературы — идил¬лия. Представители этого направления (Карамзин) обращают¬ся не столько к разуму, сколько к чувствам читателя. Идилли¬ческий пейзаж безмятежен, светел, трогателен, его характерная особенность — изображение поэтизированного крестьянского труда и быта. Первая часть раннего стихотворения Пушкина «Деревня» — образец сентиментального пейзажа:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда…
В романтических поэмах пейзаж позволяет создать образ недостижимой мечты, «утраченного рая», оттенить одиночество героя. Так, главный герой лермонтовской поэмы «Мцыри», стра¬стно желающий вернуться на родину, рисует в воображении картины своего детства. Образы пробегают перед умственным взором рассказчика «смутной чередой», из обрывков воспоми¬наний складывается цельная картина: гул несущихся табунов, лунные вечера, игривый поток с золотым песком, ласточки, ка¬сающиеся крылом волны.
В «Демоне» Лермонтов противопоставляет холодному, бес¬чувственному «духу зла», презирающему землю и людей, сказоч¬но прекрасную картину кавказской природы, словно вобравшую в себя все богатство и разнообразие «божьего мира» (прием ан¬титезы). Демон видит Казбек, сияющий снегами, «как грань алмаза», «излучистый Дальял» и Терек, подобный прыгающей львице. Картина дополняется звуковыми и обонятельными об¬разами: звоном ручьев, пением птиц, ароматами роз и тысяч других растений. Развернутое описание природы подчеркивает душевную слепоту Демона:
…все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.
В романтических произведениях образы природы часто ста¬новятся «зеркалом» душевных состояний героя. Пейзаж как бы дублирует психологическую ‘жизнь персонажа, символически выражая ее в природных образах. Например, в поэме «Мцыри» страстной, вольнолюбивой натуре главного персонажа соответ¬ствует яркая, экзотическая природа Кавказа. Один из наиболее эмоциональных моментов в исповеди юного послушника связан с его воспоминанием о грозе, которое говорит о кровной, брат¬ской связи рассказчика с жизнью природы, о масштабности его духовных стремлений. Душа юноши необузданна и свободна, как буря:
О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад.
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил.
В романтических произведениях «байроновского» типа (на¬пример, в стихотворении А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…») образы бушующих стихий, созвучных мятежному духу героя, традиционно символизируют свободу, гордый про¬тест против ложных ценностей «цивилизованного» общества.
Однако в поэтических текстах, созданных вне рамок романти¬ческой традиции, природные образы могут приобретать другое смысловое наполнение. В поэме Пушкина «Медный всадник» пейзаж является центральным образом-символом, значение которого раскрывается по мере развития сюжета.
Во вступлении автор противопоставляет пейзажные карти¬ны до и после создания Петром города на Неве. Вначале взору царя открывается тусклая, безрадостная картина забытого Бо¬гом, не тронутого цивилизацией уголка земли:
Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
Через сто лет, благодаря усилиям Петра, «из тьмы лесов, из топи блат» возносится «юный град, / Полнощных стран краса и диво». Прием антитезы позволяет автору выразить свое отноше¬ние к преобразовательской деятельности царя-реформатора.
Однако в дальнейшем торжественный, парадный петербург¬ский пейзаж преображается. Река, описание которой дано во вступительной части поэмы, нападает на город, словно мстя ему за насилие, учиненное над природой:
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.
Образы разгневанной стихии ассоциируются в «Медном всаднике» с могущественными силами, над которыми не власт¬ны правители. Цари не могут противостоять ни природным ка¬таклизмам, ни социальным взрывам. Подчеркивая эту мысль,
автор в начале второй части сравнивает Неву с шайкой разбой¬ников:
Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..
В пушкинском романе «Капитанская дочка» появление Пу¬гачева предваряется описанием бурана: «Ветер… становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело по¬дымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновенье темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло». В «Капитанской дочке» пейзаж используется автором для развития сюжета (буран существенным образом влияет на последующие отношения Гринева с самозванцем), обладает са¬мостоятельной художественной ценностью, но, прежде всего, композиционно связываясь с образом «мужицкого царя», сим¬волизирует стихию неукротимого народного бунта. Пушкин освобождает пейзаж от традиционных романтических штампов. Природа у поэта объективирована (то есть отделена от рассказ¬чика, эстетически и содержательно самостоятельна) — это веду¬щий принцип реалистического пейзажного письма.
Первые в русской литературе реалистические образы приро¬ды представлены в пушкинском романе «Евгений Онегин», на¬сыщенном пейзажными зарисовками. Многие из них посвящены описанию времен года. Автор сопровождает пейзажным обрам¬лением основные события в судьбе героев. Так, сцена письма Татьяны предваряется изображением ночного сада, а заверша¬ется картиной сельского утра:
…Сиянье гаснет. Там долина
Сквозь пар яснеет. Там поток
Засеребрился…
Автор говорит в романе и о своем личном восприятии при¬роды («Я был рожден для жизни мирной…»).
Многие черты, характерные для романтической пейзажной живописи (поэтизация и одухотворение природы, возвышен¬ность чувств созерцающего героя, взаимосвязь его эмоциональной жизни и состояний природного мира), не прошли бесследно с угасанием в русской литературе романтического направления. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» романтический пейзаж подчеркивает безобразие духовного омертвения человека. Так, в описании имения Плюшкина автор противопоставляет есте¬ственную красоту старого живописной) сада, в котором «суро¬вые» вершины деревьев «негодуют» на «мишурный блеск, охва¬тивший снизу их корни», уродству этого помещика, утратившего человеческий облик, мерзости запустения, которая окружает его в доме.
Пейзажная живопись в произведениях русской литературы первой половины XIX века поражает разнообразием и художе¬ственным совершенством. В творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, обобщивших и переосмысливших предшествующий ху¬дожественный опыт, произошло подлинное эстетическое откры¬тие природы.