Вы находитесь: Главная страница> Блок Александр> Художественные особенности лирики А.А. Блока

Сочинение на тему «Художественные особенности лирики А.А. Блока»

Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершающим своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха».
Блок в своем творчестве отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи, и отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.
Испепеляющие годы!
Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.
Великая историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Он был как бы связующим звеном между литературой XIX и начала XX века. Поэтому-то в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые, казалось бы, черты и качества личности. Он и классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен, он же и наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором и видел выражение мятежных исканий своего времени В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени», Блок на страстном, богатом и гибком, музыкальном и многомысленном языке своей поэзии гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося и неотвратимого перелома в мировой жизни.
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.
В мире Блока, который, как творец, настойчиво искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два «магических» слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры: «Прекрасная Дама», «Незнакомка», «Снежная маска», «Нечаянная радость». Причем особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
Специфическая блоковская символика не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в «Незнакомке», — обычная блоковская символика: «шляпа с траурными перьями», «перья страуса склоненные», скрывающаяся «в туманном… окне», за «темной вуалью», «незнакомка», В позднем стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…» образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с образом женского портрета — «твое лицо в простой оправе». Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки; лицо ее ослепительно сияет. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: «я бросил в ночь заветное кольцо», «синий плащ», «летели дни, крутясь проклятым роем». В стихотворении упоминается единственная деталь туалета — «синий плащ». Его не просто надевает любимая — в него «она печально завернулась». Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения — «… В сырую ночь ты из дому ушла», — уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутано романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Завершая поэтические искания русского XIX века, Блок создал особый тип лирической поэзии, рассматривающей большие философские, общественно-моральные и культурно-исторические проблемы, проникнутые острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — это не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей — от романсно-элегичес- кого до куплетно-частушечного. Блок наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто «цыганщины», а большого литературного стиля:
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть —
Как гитара, как бубен весны!
Излюбленным художественным принципом поэтики Блока является принцип контраста — антитезы. Так. пролог к поэме «Возмездие» целиком построен на противоположности антонимических слов:
Жизнь — без начала и конца,
Нас всех подстерегает случай…
Он, утверждая, отрицал
И утверждал он, отрицая…
В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Одновременно поэт использует цветовые метафоры: «желтые и синие» (вагоны I и II классов), «зеленые» (вагоны 111 класса). «Желтые и синие» олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.
Блок всегда считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: «Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир».
Громадная притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне;
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!