в 1929 году в журнале «Современные записки» был напечатан новый роман В.Набокова «Защита Лужина». «Я села читать эти главы, прочла два раза. Огромный, зрелый, сложный современный писатель был передо мной, огромный русский писатель, как Феникс, родился из огня и пепла революции и изгнания. Наше существование отныне получало смысл. Все мое поколение было оправдано», — писала всегда восторженная в оценке Набокова Нина Берберова. Владислав Ходасевич также заметил значимость романа в творчестве писателя: «Защита Лужина» — первая вещь, в которой Сирии стал уже во весь рост своего дарования». Больше десятилетия спустя, сам Набоков в письме главе книжного издательства Дж.Лафлину писал: « В современной русской литературе я занимаю особое положение новатора, писателя, чья работа стоит совершенно особняком от творчества его современников. Из десятка романов, которые я написал в последние пятнадцать лет, лучшие э то «Защита Лужина», «Приглашение на казнь» и состоявший из 120 тысяч слов «Дар». Роман написан Набоковым как большая шахматная партия,, разыгранная русским шахматистом-эмигрантом Лужиным и, с другой стороны, самой жизнью.
Шахматы для самого писателя были из тех увлечений, что остаются любимыми всю жизнь. При достаточном углублении в роман описанную в нем шахматную задачу можно решить. Для набоковского героя шахматы представляют единственный интерес к жизни, сравнивается игра только с музыкой. В романе затронута одна из актуальных для писателя тем — противостояние творческой личности и общества, покушающегося на ее свободу. В контексте этой темы «защита Лужина» — это не только совокупность продуманных ходов в шахматной партии, но и психологическая защита от окружающих. Кульминация романа — поединок с Турати. Перехитрить противника не удалось, защита не сработала, потому что Турати пошел так, как Лужин не мог ожидать. Из-за переутомления Лужин проигрывает и попадает в больницу, его мучают галлюцинации.
Его самоубийство нелогично и неожиданно. Спокойная семейная жизнь для него неприемлима именно потому, что так он будет лишен возможности играть в шахматы. Возможно, это противоречие и толкает его к последнему шагу. С.Сакун в своей статье «Шахматный секрет романа В.Набокова «Защита Лужина» предполагает, что шахматный конь — аллегория самого героя. В романе гроссмейстер Лужин разрабатывает защиту от дебюта своего соперника, смысл которой состоит в жертве шахматного коня, то есть гибели самого Лужина. Он «выпал из игры», проиграл. Это завершение партии и завершение жизни. Получается, что самоубийство — это часть защиты Лужина. Падая, Лужин видит, как под ним «бездна распадалась на бледные и темные квадраты, на шахматную доску. Это обретенная вечность для него, его шахматный рай.