Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень сложен в композиционном плане. В его сюжете параллельно существуют два мира: мир, в котором жили Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, и современная Булгакову Москва двад-цатых-тридцатых годов XX века. Со сложной композицией связана и непростая, разветвленная система персонажей, большое число двойников, параллелей и антитез.
В состав романа «Мастер и Маргарита» входят два повествования (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате), которые находятся в сложных отношениях противопоставления, но в то же время и объединены общей идеей.
Роман о Понтии Пилате занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбе Мастера, но он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы «рассыпаны» в тексте повествования о Мастере и Маргарите. Первая глава— «Понтий Пилат» — это рассказ Воланда, который выслушивают Иван Бездомный и Берлиоз. Вторая глава — «Казнь» — представлена как сон Ивана Бездомного. Третья и четвертая главы — «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» и «Погребение» — вводятся в роман как восстановленные Волан-дом рукописи Мастера, которые читает Маргарита. Следует отметить, что роман о Пилате вводится в повествование при помощи персонажей, входящих в систему образов главного романа, вследствие этого главы о Понтии Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите.
Главы, повествующие о прокураторе, резко отличаются по стилю от глав, описывающих Москву. Стиль вставного повествования отличается однородностью, скупостью мерной, чеканной прозы, переходящей, например, в главе «Казнь», в высокий стиль трагедии: «Ты не всемогущий бог. Ты чёрный бог. Проклинаю тебя, боТ разбойников» их покровитель и душа!»
Роман о Мастере посвящен современной автору Москве, её обитателям и их нравам. Это повествование содержит в себе как гротескные сцены, так и сцены лирико-драматического и фантасмагорического характера, что обуславливает разнообразие стилей повествования. Он содержит и низкую лексику («Если ты, сволочь, ещё раз позволишь себе впутаться в разговор…»), и поэтическую, особенно в эпизодах, иосвяхцённых Мастеру, где язык повествования изобилует повторами и метафорами («тревожные желтые цветы»).
Следует отметить, что сцены, в которых Воланд встречается с жителями Москвы, строятся по одному плану: встреча, испытание, разоблачение, наказание.
Воланд со своей свитой приезжает в Москву, чтобы посмотреть, изменились ли люди с тех пор, когда он последний раз их видел, не напрасна ли была жертва Иешуа.
И что же он видит? С москвичами Воланд встречается на представлении в театре «Варьете». Он видит, что люди такие же, какие и были: в меру алчные, корыстолюбивые, но и достаточно милосердные. «Люди как люди, квартирный вопрос только испортил их». Они не чувствуют своей ответственности, поэтому в городе распространены доносы и взяточничество.
Жители Ершалаима ничем не отличаются от жителей Москвы. Так же, не замечая своей личной ответственности и выбирая смерть Иешуа, который ни в чём не виновен, вместо смерти Вар-Раввана, они тем самым прислуживают тьме.
Множество посетителей «Варьете» поменяли свою одежду на новую, чем как бы заключили сделку с дьяволом. Они подбирали летевшие банкноты и были наказаны за свою жадность. Наказан был и директор зрелищного сектора за бюрократизм. Булгаков наглядно показал, что работу директора мог выполнять даже костюм без хозяина. Наказаны и остальные работники зрелищного сектора, вовлечённые в «кружковую лихорадку». Наказан за жадность Никанор Иванович (выбиравший между «не положено» и деньгами), отправлен в Ялту Степа Лиходеев. Во всех этих эпизодах Воланд и его свита выступают в роли справедливого возмездия.
Так как роман «Мастер и Маргарита» состоит из двух относительно автономных повествований, он содержит в системе персонажей двух главных героев — Мастера и Иешуа. Эти герои являются героями-двойниками. Также двойниками являются Иван Бездомный и Левий Матвей как последователи своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда из Кириафа как предатели.
В романе «Мастер и Маргарита» присутствует и любовная коллизия. Любовные отношения Мастера и Маргариты связаны со сменой времён года. Эта история любви (идиллическая по своей сути) разрушается, сталкиваясь с внешним миром, и восстанавливается с помощью потусторонних сил. Как и все герои в романе, Мастер и Маргарита делают свой выбор. Мастер делает свой выбор вполне сознательно: ему стал ненавистен плод трудов всей его жизни, роман о Понтии Пилате, слишком много горя испытал Мастер из-за этого романа. Маргарита встает на путь самоотдачи, жертвуя собой ради любимого человека. Она предпочитает Мастера своей богатой, беззаботной жизни в доме у любящего, но нелюбимого мужа, потом она вновь приносит себя в жертву во имя любви, отдавшись в руки нечистой силы и став ведьмой ради того, чтобы узнать что-либо о Мастере. И за это Маргарита была вознаграждена вечной любовью.
Таким образом, мы видим, что Булгаков нарушает жанровые каноны романа. Он делает главным объектом повествования не историю отдельных личностей, а историю целого народа.
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» построен как «роман в романе». Вследствие этого в нём можно выделить две резко контрастирующие манеры повествования, двух главных героев. Роман о Мастере гораздо сложнее в композиционном плане, чем роман о Пилате, но при чтении не возникает ощущения разрозненности частей произведения. Вся тайна композиционной целостности романа — в связующих нитях между прошлым и настоящим.