Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях создает галерею многочисленных образов, исследует психологию их поведения. В повести «Ася» и романе «Дворянское гнездо» перед читателями предстают культурные, образованные представители дворянского сословия, не способные к решительным действиям даже во имя личного счастья.
Позорное малодушие проявляет господин N, герой повести «Ася». Он теряется перед пылкой и искренней, восторженной и порывистой девушкой, способной на сильное и глубокое чувство, оно пугает его. В этой повести Тургенев развенчивает иллюзию о том, что дворянство играет руководящую роль в обществе.
Отмечая особенности литературных героев-дворян в произведениях Тургенева, Чернышевский замечал, что они малодушно отступают перед практическими действиями, которых требует от них история. Убедительным подтверждением этому наблюдению Чернышевского является роман Тургенева «Дворянское гнездо».
Главный герой романа, Федор Иванович Лаврецкий, глубоко симпатичен автору, наделившему его умом и отзывчивой душой, чутким сердцем и пытливым умом. Лаврецкий ностальгически вспоминает о молодости, о Родине, рассуждает о долге и будущем России. Роман Тургенева печально-поэтичен. Салтыков-Щедрин отмечал, что в романе «Дворянское гнездо» «светлая поэзия разлита в каждом звуке».
Тургенев хотел в своем произведеиии воспеть все лучшее, что он видел в передовой части дворянства. Но честный художник вынужден был признать, что в этой среде даже самые умные и честные, искренние и самоотверженные люди не способны противостоять жизненным обстоятельствам. Правда, Лаврецкий намеревается активно действовать, «пахать землю», изменить уклад хозяйства, он даже «упрочил быт своих крестьян». Но итог его деятельности звучит в горьких фразах героя: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»
Показывая лучшего представителя дворянской интеллигенции, Тургенев не забывает, что большинство их погрязло в разврате, пошлости и жестокости. Они безжалостно угнетают народ. В этих условиях невозможно безмятежное счастье для человека с чуткой душой и отзывчивым сердцем. Его возлюбленная Лиза Калитина «уходит в монастырь отмаливать не только свои грехи, но и прегрешения своего класса». Но ее жертва ничего не может переменить в обществе, где благоденствуют пошлые и развратные люди, подобные Паншину и жене Лаврецкого Варваре Павловне. Показывая погубленную судьбу Лизы, Тургенев обвиняет общество, убивающее все чистое и возвышенное, что появляется в нем.
Мне кажется, что в романе «Дворянское гнездо» и повести «Ася» Тургенев с мягкой грустью простился с лучшими, хотя и бесполезными представителями дворянского сословия. Писатель увидел новый класс, идущий на смену отжившему сословию крепостников.
«Что ждать от нового поколения?» — устами Лаврецкого задает вопрос автор. Автору и его герою хочется верить, что придут новые, деятельные люди, молодые и энергичные, не уставшие от жизни, способные вершить великие дела.