1. Социальная и политическая обстановка в России в конце XVIII — начале XIX веков.
2. Первооткрыватели нового человека в литературе.
3. Их-заслуги перед отечественной литературой.
4. А. Н. Радищев — проповедник гражданской самосознательности.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А. С. Пушкин
На рубеже XVIII—XIX веков в России и за рубежом происходит ряд важнейших исторических событий (Пугачевское восстание, война за независимость Соединенных Штатов Америки, Великая Французская революция), которые не могли не повлиять на самосознание и творческую деятельность как отечественных, так и зарубежных писателей.
В России к этому времени складывается русское освободительное движение, воспевавшее служение отечеству, гражданскому долгу и чести. Вдохновленные подвигом декабристов, его последователи стремились к изменениям пусть и не таким масштабным, как революция, но тем не менее необходимым и важным. Такие писатели, как Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, стояли у истоков гражданской литературы в России и смогли своим творчеством видоизменить отечественную литературу того времени.
Д. И. Фонвизину удалось привнести в литературу реалистичность с ее ясным и правдивым изображением действительности. Но при этом кардинальных изменений он не требовал, его произведения нельзя назвать в полной мере революционными.
Однако «Недоросль» при всем его удалении от идей революции является первой комедией на российской сцене, в которой поднимаются социально-политические проблемы. Основной конфликт комедии — противостояние невежественной реакционной массы и загнивающего дворянства. В комедии происходит развенчание словами положительных героев культа Екатерины II как мудрой и просвещенной правительнице. Вся власть в государстве, по сути, принадлежит тупым и ничтожным Простаковым и Скотининым, но автор еще не призывает читателя к изменению подобного порядка, а только сокрушается его силой и постоянством. Державину удалось раскрыть контрастность и сложность мирового устройства, однако все это не смогло вылиться в осмысленные социальные тезисы-претензии.
При этом нельзя отрицать значимость творчества Г. Р. Державина как новатора. Его «Фелица» — сложное стихотворное произведение, ломающее устои классической оды. Здесь впервые в произведении такого жанра появилась социальная сатира. Похвала императрице чередуется с острой и едкой насмешкой над «мурзами» — чиновниками.
Особое место в творчестве этого поэта занимает стихотворение «Властителям и судьям». Это неприкрытое, гневное обращение художника слова к «земным богам», которые, по словам поэта, не только низвергнуты с пьедесталов, но и судимы простым народом:
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!..»
А. Н. Радищев становится первым русским писателем, в произведениях которого темы человеческого достоинства и гражданского служения родине прозвучали неприкрыто и в полный голос. Особое внимание при рассмотрении этих тем в творчестве поэта и писателя стоит обратить на два произведения: оду «Вольность», написанную в 1783 году, и программное прозаическое «Путешествие из Петербурга в Москву».
«Вольность» воспевает американскую революцию за свободу и равенство каждого гражданина страны, о чем российским гражданам оставалось только мечтать. Главной темой, однако, становится вольность, свобода человека — «бесценный дар», данный каждому. Ода — призыв к революции, призыв к отказу от жизни, основанной на рабстве, обмане и насилии.
Самодержавие — основной общественный порок того времени, «тусклый трон рабства». Избавиться от него Россия сможет только тогда, когда придет революция, когда «возникнет рать повсюду брана, надежда всех вооружит».Своим произведением поэт призывает граждан к революции, хотя и понимает, что время ее еще не пришло.
Более глубокое развитие тема общественного сознания и долга получила в программном для Радищева произведении — романе-путешествии. «Путешествие из Петербурга в Москву» показало своим читателям, что главный враг народа — самодержавно-крепостнический строй. Вся сложная композиция произведения с его неслучайно выбранным маршрутом и интересным рисунком станций необходима для полного разоблачения политики Екатерины II. Это разоблачение происходит постепенно, однако в каждой главе находятся элементы, от которых образ мудрой и справедливой императрицы тускнеет и выцветает. Особое место занимает центральный элемент произведения — сон путешественника, ироничный и саркастичный, при всем идеализме описанной картины. Финал — саморазоблачение монарха, когда Истина-Прямов-зора помогает императору скинуть с глаз пелену, и увиденная картина поражает монарха: «Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами».
Также на протяжении всего романа автор настойчиво показывает ужасное положение основной народной единицы — бесправного крепостного крестьянина. Путешественнику, от которого ведется повествование, постоянно попадаются на глаза ужасающие картины: непосильный мужицкий труд на чужих, господских полях, безрадостность и нищета традиционного крестьянского быта, которого нечем скрасить или расцветить, постоянные и совершенно безнаказанные акты насилия и издевательств над «скотом говорящим» — крестьянином
— со стороны злодея и полноправного хозяина — помещика. «Звери алчные, пиявцы ненасытные», оставляют своему невольному слуге в лапотках только то, чего отнять при всем желании не могут, «один воздух».
Окончательный приговор социальным порокам писатель выносит одой «Вольность», включенной в текст произведения.
Бунтарский и свежий дух радищевских произведений помог стать художнику слова в глазах потомков примером безвозмездного и самоотверженного служения родине. Однако тяжело дался этот призыв автору. Практически сразу же после выхода «Путешествия…» пронесся слух о том, что объявился в стране «бунтовщик — хуже Пугачева». Радищев был арестован и сослан в Сибирь на каторгу, где здоровье художника было окончательно подорвано.
Фонвизин, Державин, Радищев — писатели, несомненной, разные и трудно сравниваемые. Однако без них история России была бы описана другими красками. Ведь без открытий в области художественного слова, сделанных сначала Фонвизиным, а затем и Державиным, Радищеву было бы несравнимо тяжелее поднять народ на правое дело.