Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> Историческая правда революции (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Сочинение на тему «Историческая правда революции (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)»

Мне, как будущему историку, очень много дал исторической информации роман «Тихий Дон». Михаил Александрович Шолохов принадлежит к художникам, чье творчество поражает и глубиной мысли, и богатством воображения. Но при всей глубине таланта писатель предпочитает широкому обобщению «библейского мае- штаба» детальное изучение жизни отдельно взятого человека и верность принципам историзма. То есть не макрокосм, а микрокосм является предметом его исследования — человек в оболочке исторического момента.
«Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов. Трудно предугадать, по какому устремит она свой вероломный и лукавый ход. Там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно ее поганенькую россыпь, — завтра идет она полноводная, богатая…» — пишет Шолохов в «Тихом Доне». Понять и запечатлеть эту сложность жизни со всей прихотливой неожиданностью ее зигзагов, обилием «рукавов», то отклоняющихся от главного русла, то сливающихся с ним, — такую вот задачу ставит перед собой Шолохов-художник. Он поражает своим бесстрашием перед самыми трудными, самыми запутанными, подлинно трагическими, но всегда остро жизненными ситуациями и судьбами. Своим проникновением в их глубокий исторический и человеческий смысл и завоевал писатель всемирное признание.
Один из исторических «рукавов» в «Тихом Доне» составляют немногочисленные белые силы, так и не сумевшие отстоять вековые ценности русского уклада жизни. В казачьих частях, на которые делала ставку реакция и контрреволюция, оказались предатели, подобные Бунчуку, Котлярову, Лагутину, сумевшие разложить казацкую массу, настроить их против государства и заставить их волей-неволей пойти на соглашательство с врагами Родины — большевиками.
Однако основная вина в трагедии России лежит на Григории Мелехове. Двойственность его натуры бунтует против строгостей старого режима, и вместе с тем он не приемлет новые порядки большевиков. Таким образом, в центре повествования — народный «рукав» бурного течения истории, так же выметнувшийся из мощного русла революции и долгое время не только не признававший родства с ней, но и претендовавший на особое, независимое существование, он в своем течении обнаруживал и вероломство, и «поганенькую россыпь». Казаки, не поддержавшие корниловский мятеж, впоследствии горько раскаялись. Они оказались втянутыми в Гражданскую войну на стороне контрреволюции на правах штрафников. Никто не забыл их предательства. Пристыженное казачество придало новый импульс белому движению, но малочисленность казачества и белогвардейских частей обрекло Россию на гибель.
Шолохову, говоря историческим языком, для решения творческих задач понадобились глубокий историко-социальный и тончайший психологический анализ человека той конкретно-истори- ческой эпохи, предельная объективность, постоянная, но свободная от дидактизма проверка исторического «казуса» общей исторической закономерностью. Все это мы находим в «Тихом Доне».
Художник-реалист, чтобы убедительнее изобразить явление, часто прослеживает его в «саморазвитии». Так поступил и Шолохов. Это таило опасность либо оправдания, либо разоблачения — так сложен и противоречив был «объект» литературного осмысления. Не обходя самых трудных ситуаций, писатель избежал той или другой односторонности, тем он и ценен для нас. Прослеживая «изнутри» взлеты и падения донского казачества, он не становится на позиции самого казачества, предоставляя его суду истории. Именно история, ее объективный ход — главный критерий шолоховского реализма, и за это мы ему благодарны.
Михаил Александрович Шолохов — один из великих художников 20-го века. Он был глубоко убежден в поступательном ходе истории, при всех ее неожиданных поворотах, переплетении противоречивых, взаимоотрицающих тенденций. Это обусловило одну из сильнейших сторон его художественного метода и гуманизма, не «абстрактного», не «социалистического», а общечеловеческого гуманизма.
Эпопея «Тихий Дон» пронизана таким последовательным историзмом, которому может позавидовать ученый-историк. И это поражает тем сильнее, что писатель не скрывает своей кровной связи с Доном, своей любви к людям, природе Дона. Автор смело нарушает величавое течение своего эпоса мощными всплесками лирики. Лирические обращения Шолохова к донской степи, к матери- казачке, задушевнейшие пейзажи вошли в классический репертуар иллюстраций к историческим событиям.
Хочу подчеркнуть, что историзм гениальной эпопеи — историзм художественный. В отличие от ученого художник не вычленяет исторические события из потока жизни. Его интересует судьба человека во всех ее связях, зигзагах и аспектах. Исторические события берутся в переплетении с такими «мелочами», до которых историку совершенно нет дела. Но загадка подлинного искусства в том и состоит, что такие «частности», как перипетии любви Григория и Аксиньи, поиски «дурной болезни» Прохором или мародерство Пантелея Прокофьевича (вообще-то честного труженика), оказывается, не могут не быть положены на чашу весов при конкретном решении исторической судьбы казачества, избравшего ложный путь.
В «Тихом Доне» блистательно проявилась еще одна черта шолоховского историзма, обусловленная глубокой народностью автора: направленность в будущее. Прошло уже больше полувека с той поры, как читатель впервые познакомился с донскими казаками, их судьбой в годы Гражданской войны, и то, как об этом поведал писатель, оказывается поучительным и сегодня. Для ряда стран, исторические преобразования в которых еще не завершены, описанное Шолоховым — все еще сегодняшний день.