Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> «Иуда Искариот» (1907)

Сочинение на тему ««Иуда Искариот» (1907)»

Тема — предательство на самом высоком
уровне Л. Авдреева заинтересовал предатель
Христа, Иуда, его заинтересовала психология
человека, предающего самого Бога. Писатель создал образ предателя,
художественно переосмыслив евангельский сюжет. Его Иуда парадоксален
и внушает противоречивые чувства. Он циничный интриган,
вызывающий у учеников Христа чувство омерзения, и гордый борец
за справедливость, защищающий Христа. Гнусный предатель-и человек,
самоотверженно любящий Христа. В смысловом отношении рассказ
можно разделить на две части, хотя композиционно он распадается
на девять частей.
В I части создается образ самого Иуды, дается его физический
и психологический портрет, который обнажает двойственность
предателя. Поступки Иуды, порой спровоцированные им самим, подготавливают
читателя к тому, что этот ученик Христа должен совершить
предательство. Главная черта Иуды — притворство, вызывающее
у учеников недоумение.
Ссамого начала рассказаИуда из Кариота-«человек дурной славы».
Описание его внешности дано Андреевым в противоречивых красках.
«Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной
формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом
меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и
внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть
тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых
и беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона
его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная,
охотно собирающаяся в многочисленные кривые морщинки.
На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская
и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась
огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой
мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал
и свет и тьму.»
И вот такого человека Иисус приблизил к себе, более того, доверил
ему ящик с деньгами. Фигура Иисуса выписана в рассказе неясно, он
присутствует как бы в отдалении, и кажется, что он не имеет никакого
отношения к происходящему.
Апостолы постоянно раскрывают глаза Иисусу на гнусное поведение
Иуды, но Христос каждый раз защищает его, говоря, что помогать
нужно каждому. Даже когда раскрывается кража Иудой
общественных денег, Христос заступается за него, и Его слова передает
ученикам Иоанн: «Никто не должен считать, сколько денег получил
Иуда. Он наш брат, и все деньги его, как и наши, и если ему нужно
много, пусть берет много, никому не говоря, и ни с кем не советуясь.
Иуда наш брат, и вы тяжко обидели его, — так сказал учитель. Стыдно
нам, братья!»
Сила слов Христа мгновенно изменила отношение учеников к Иуде.
Ему же было выгодно такое доверие учеников, потому что он задумал
предательство.
II часть. Само предательство Иуды. Самоубийство Иуды.
Андреев, исследуя психологию Иуды, пытается проанализировать
причины предательства человека, по сути обласканного самим
Иисусом. Иуда, по представлениям писателя, страдает от недостатка
любви Иисуса. Он уверен, что его любовь к Иисусу сильнее любви
других учеников. Вторая часть сюжетно дробится на несколько подзаголовков:
1) Арест Христа по доносу Иуды. Радость предателя.
2) Избиение Иисуса. Переживание предательства Иудой.
3) Суд Пилата. Приговор толпы.
4) Казнь Иисуса («Осуществились ужас и мечты Искариота»).
5) Смерть сына Божьего.
6) Состояние сознания предателя после казни.
7) Оценка предательства как проверки человечества на любовь
к Христу.
8) Обвинение первосвященников.
9) Обвинение учеников в трусости, в недостатке любви к своему
Учителю.
10) Самоубийство Иуды.
Он ушел из жизни со словами, обращенными к Иисусу: «Так
встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус». Автор заканчивает
историю предстательства Иуды из Кариота такими словами: «И все —
добрые и злые — одинаково предадут проклятию позорную память
его; и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким
в жестокой участи своей — Иуда из Кариота, Предатель».
Рассказ Л. Андреева «Иуда Искариот», безусловно, обладает художественными
достоинствами: образ предателя получился психологически
достоверным. Но у рассказа есть один, но очень существенный
недостаток. История предательства, переданная Андреевым,
ничего общего, кроме внешней канвы, не имеет с Евангелием. Евангельская
история предательства Иудой Христа имеет другую интерпретацию.
Однажды в разговоре с Горьким Андреев высказал свое
мнение о христианстве и о Христе, показавшее его безверие. «Я думаю,
что Иуда был не еврей, — грек, эллин. Ты когда-нибудь думал о разнообразии
мотивов предательства? Они — бесконечно разнообразны.
У Азефа была своя философия — глупо думать, что он предавал ради
заработка. Знаешь, если б Иуда был убежден, что в лице Христа перед
ним сам Иегова, — он все-таки предал бы Его. Убить Бога, унизив Его
позорной смертью — это, брат, не пустячок!» Из этих слов можно
сделать вывод, что Андреев задумывал рассказ о предательстве, как
о заурядном самоутверждении. Христос понимается Л. Андреевым
только как человек, немощный, эмоциональный, наивный, недальновидный.
Фигура Иуды у него возвышается над Иисусом.
Совершая предательство, Иуда обвиняет учеников в трусости, то
есть он перекладывает свою вину на них и тем самым доказывает
свое неверие в учение Христа.