Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Изображение народа в произведениях И.С. Тургенева, Н.С. Лескова и Н.А. Некрасова

Сочинение на тему «Изображение народа в произведениях И.С. Тургенева, Н.С. Лескова и Н.А. Некрасова»

Тема народа занимает главное место в произведениях Лескова и Некрасова. Она также звучит и в творчестве Тургенева. Взгляды этих писателей на народ во многом близки, но можно выявить и специфику каждого из них в освещении этой темы.
Белинский отмечал: «Тургенев зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто ещё не заходил». Действительно, Тургенев увидел в народе основу русской нации, источник её созидательных сил. С ним он связывает будущее России. Но в то же время Тургенев, в отличие от Некрасова, отвергает путь крестьянской революции в качестве основного способа изменения общественной жизни. Некрасов же основную надежду возлагает именно на крестьянскую революцию, что мы видим в поэме « Кому на Руси жить хорошо », которую венчает образ будущего народного заступника Гриши Добросклонова.
Цикл «Записки охотника» —это своеобразная энциклопедия русской деревенской жизни. Здесь писатель показал и духовное превосходство крестьян над помещиками, и почти полное бесправие, и проявление протеста против существующих порядков.
Очерк «Бургомистр», как и все произведения цикла, имеет антикрепостническую направленность. Тургенев сатирически изобразил провинциальное дворянство, представив его в лице Пе- ночкина, а также показал полное бесправие и угнетение народа. Важно обратить внимание на жанровое своеобразие произведения. Это очерк, поэтому автор изображает не события в жизни героев, а их характеры и нравы. В характере Пеночкина подчёркивается контраст между европейским образованием и изуверской жестокостью по отношению к крестьянам (случай с камердинером).
Тургенев использует приём «тайного психологизма» для раскрытия отношения рассказчика к изображаемым героям.
Забитость и угнетённость народа воплощена в образах двух крестьян Тоболеевых. Тургенев пишет: «Старик вытянул свою тёмно-бурую, сморщенную шею, криво разинул посиневшие губы, сиплым голосом произнёс: «Заступись, государь!» — и снова стукнул лбом в землю». То есть здесь крепостные показаны с самой невыгодной стороны. Их рабское преклонение перед помещиками свидетельствует об отсутствии самоуважения. В этом Тургенев противоположен Лескову, который говорит, что это чувство присуще не только дворянам, но и простым мужикам. И именно народной мужицкой гордостью обладает Флягин. Это заметно в авторской характеристике: «Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности».
С другой стороны, в «Записках охотника», а именно в очерке- рассказе « Певцы », Тургенев показал нравственное величие йарода, его трудолюбие и поэтическую одаренность. Центральной сценой рассказа является состязание Якова-Турка и рядчика. Автору удается с помощью слов передать и содержание эпизода, и дух героев. Пение по-разному воспринимается слушателями. Тургенев описывает состояние персонажей во время пения Якова: «Жена целовальника плакала, припав грудью к окну… Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шёпотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднёс сжатый кулак ко лбу и не шевелился…»
Автор подчёркивает в «Певцах» контраст между духовной мощью народа и его повседневной жизнью, которая сера и печальна. Таким образом, Тургенев показал, что русскому человеку свойственны артистизм и художественная чуткость. Здесь он близок Лескову. Любовь Флягина к Груше — это восхищение её красотой, её голосом, её грацией. «Цыганский эпизод» имеет важное значение для сравнения с образом Ивана Северьяныча и князя. Мы видим, что князь — духовно опустошённый человек, не способный понять Грушу. Лесков показывает, что простой человек — значительно более богатая личность, чем князь. Некрасов также утверждает высоту нравственных принципов, любуется талантом русского народа — вспомним, например, Якима Нагого, вынесшего из горящего дома прежде всего свои « картиночки», или Матрёну Тимофеевну.
И в то же время он возмущается покорностью крестьян. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858) мы видим такие строки:
Ты проснёшься ль, исполненный сил,
Иль, судей повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,
Создал песню, подобную стону —
И духовно навеки почил?..
Вообще, поэзия Некрасова направлена на борьбу с пассивностью крестьян и жестокостью помещиков. В стихотворении «Родина» (1846) поэт демонстрирует сатирическое отношение к быту и нравам, царящим в помещичьей России. Ему отрадно угасание дворянского гнезда, вырождение той жизни, которую вели его отцы:
И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен тёмный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьём,
И набок валится пустой и мрачный дом…
Некрасов в своём творчестве показал богатырскую силу русского народа. Поэма «Железная дорога» (1864) проникнута верой в его могучие силы. В ней изображён непосильный труд рабочего люда на строительстве железной дороги и показана смерть как результат крайнего истощения человека.
Тема богатырства звучит и у Лескова. Впервые в его произведении герой предстаёт в облике богатыря-черноризца. Автор подчёркивает физическую силу в герое, которая позволяет сравнивать Ивана Северьяныча с Ильей Муромцем. Но это богатырь не только по стати, а и по натуре. Он наполнен неуёмной жизненной силой.
Русский народ испокон веку привык жить миром, делать все сообща. Конечно, после реформы 1861 года все изменилось — прежний уклад разрушился. И в произведениях всех трёх писателей об этом идёт речь.
В романе «Отцы и дети» Тургенев показал взгляды демократа-разночинца Базарова и либерала Кирсанова на народ. Базаров согласен с Павлом Петровичем в том, что народ патриархален и не может жить без веры. Однако отношение к патриархальности народа у героев различно. Кирсанов умиляется ей в духе славянофильства, а Базаров критикует народ за неё.
Лесков также утверждает мысль о фаталистичном осмыслении героем своей судьбы. Русский человек, веря в провидение, строит свою жизнь по Божьему промыслу, а не по теории. Лесков утверждает, что русский человек глубоко верующий. Его герой безмерно страдает, когда не может исповедаться и причаститься, находясь в татарском плену. Сильным ударом для него становится отлучение от причастия на три года после возвращения на Родину.
Некрасов говорит о том, что «порвалась цепь великая» и крестьяне страдают от новых порядков не меньше господ. Но герои «Кому на Руси жить хорошо» видят свою силу в единстве. Вспомним историю, как Ермил Гирин собирал деньги на мельницу.
Отдельного разговора заслуживает тема отношения русского народа к природе.
Так, произведения Тургенева содержат поэтические, образные зарисовки природы. В очерке «Певцы» на первом плане —социальные проблемы жизни народа. Он начинается с описания ужасающей бедности деревни Колотовка: «…небольшое сельцо Колотовка… лежит на скате голого холма, сверху донизу рассечённого страшным оврагом … Несколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его бокам; на самом дне, сухом и жёлтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня ». Этот пейзаж говорит не только о бедности природы, но и тяжёлом экономическом положении обитателей деревеньки.
Лесков в «Очарованном страннике» подчёркивает близость русского человека к природе, которая прежде всего проявляется у героя в страсти к коням. «И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родной страстию», — рассказывает Иван Северьяныч.
Во взгляде же некрасовских героев на природу мы видим, что она для них — источник жизни. Через описание природы автор раскрывает характер народа.
Некрасов осмысляет жизнь народа на примере женских образов. Впоэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» он описывает судьбу женщины-крестьянки, показывая её огромную внутреннюю силу. Также новаторский характер лирики Некрасова очень хорошо виден в «городских» мотивах. О страданиях бедняков поэт говорит в цикле «На улице» (1850), сатирическое отношение к «сильным мира сего» видно в стихотворении «Нравственный человек» (1847).
Таким образом, все три автора близки друг другу в изображении народа, в осмыслении его жизни, но эти взгляды по-разному воплощены в творчестве каждого из них. Некрасов выступает как противник крепостничества, стремится правдиво раскрыть отношения между крестьянами и помещиками в пореформенную эпоху. Лесков концентрирует свое внимание на духовной эволюции героя, а Тургенев стремится раскрыть внутренний мир русского человека, одновременно осуждая его пассивность.