Вы находитесь: Главная страница> Шолохов Михаил> Изображение войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Сочинение на тему «Изображение войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон»»

Роман «Тихий Дон» необычен уже тем, что изображение гражданской вой-н ы дано «глазами белых», хотя Михаил Шолохов — без сомнения коммунистический писатель. Он стремится оправдать революцию, показав постепенный распад в рядах казачества. Казалось бы, Мелеховы — яркие представите-л и казачества, но, как ни странно, автор относится к ним с явной симпатией. Григорий Мелехов — потенциальный коммунист, если можно так выразиться. А [п ор показывает, как рушится его судьба, потому что он так и не сумел выйти на назначенный ему путь. Обе войны (Первая мировая и гражданская), их переломные моменты, победы и поражения показаны в проекции на судьбу Григория Мелехова. Он — не отдельная личность, а воплощение «среднего» казачества и его судьбы.

В десятые годы XX века фашизм открыто шел к войне, планировал передел мира, массовое уничтожение и порабощение народов. В 1914 году началась давно назревавшая война. В восприятии Шолохова война преступна от начала до конца, она растаптывает принципы гуманизма. Поэтому началу всенародного бедствия — войны — соответствует мрачная символика: рев сыча старики истолковывают как предзнаменование того, что скоро «война пристигнет». И война действительно очень скоро «пристигла». Это произошло в летнюю пору, в самую страду, когда лишиться любой пары рук в хозяйстве очень тяжело. Но у войны свои законы. Всех мужчин хутора Татарский забирают на фронт.

Григорий Мелехов, также ушедший в армию, в душе глубоко протестует против бессмысленности войны. Он мучительно переживает первую кровь, которую ему довелось пролить на фронте. Но уже месяц, проведенный на войне, накладывает на него несмываемый отпечаток: Григорий «весь как-то обуглился, почернел». Все казаки очень быстро ожесточились. Григорий ожесточается и сам, но при этом в нем остается природное благородство, которое не позволяет ему заниматься мародерством и заставляет защищать несчастную изнасилованную Франю.

Рассказывая о первых днях войны, Шолохов упоминает о иском Кузьме Крючкове. Этот человек якобы совершил подвиг. О нем писали газеты и журналы. А на самом деле штабу дивизии, офицерам и императору просто нужен был «герой». И он появился в лице Кузьмы Крючкова. Это не значит, что Шолохов утверждает мысль, что на той войне не было героев. Этим эпизодом автор стремится разоблачить «парадные» подвиги, маскирующие ужас, кровь и грязь истинной войны.

Шолохов показал дикое обращение с солдатами, грязь, вшей, мародерство, скудную и отвратительную пищу — всю изнанку войны, которую некоторые стараются прикрыть красивыми фразами и «раздутыми» подвигами мнимых героев. Война не может быть красивой.

Шолохов показывает также бездарность и безответственность командования. Часто во главе армии стоят карьеристы, привыкшие бездумно распоряжаться тысячами чужих жизней. Их в первую очередь разоблачал и осуждал Шолохов.

Разваливалась армия, но разваливался и тыл без работников. С фронтов империалистической войны казаки стали возвращаться только осенью 1917 года. Вернулись далеко не все. Автор подчеркивает скорбь тех, кто потерял родных. Так, он показывает вдову Прохора Шамиля, грызущую пол, глядя на вернувшегося с войны брата своего покойного мужа. Таким же горем была убита семья Мелеховых, получив известие о смерти Григория. Только через несколько дней они узнали, что оно, к счастью, оказалось ложным.

Первая мировая война завершается, но события продолжают развиваться дальше. Царизм свергнут, но разгорается классовая борьба. Трудящимися овладевает идея мира, свободы и равенства. Неотвратимо разгорается давно тлевшая гражданская война. Ужас гражданской войны состоит в том, что на ней отец убивает сына, брат — брата, друг — друга.

Так и в романе «Тихий Дон». Ведь когда-то Мелеховы, Кошевой, Иван Алексеевич Котляров были соседями. У Мишки Кошевого скрывался Григорий, когда ушел из дому, чтобы забрать Аксинью в Ягодное. Война развела этих людей но разные стороны баррикад. Мишка убивает Петра Мелехова, Дарья — Котлярова; позже Кошевой вынудит Григория уйти из родного дома. Все смешалось. И если и сердце Григория еще живет жалость к бывшим друзьям и соседям (вспомним, как он спешит, чтобы спасти Котлярова и Мишку от жестокой расправы), то Кошевой просто выбросил из сердца все воспоминания об их прежней дружбе.

Писатель показывает нам войну и со стороны революции, и со стороны контрреволюции. Сталкиваются лицом к лицу два мира, две силы. Их борьба — это проверка, чья же идея прочнее, чья политическая программа победит.

На подступах к Петрограду сталкиваются фронтовики и корниловцы, на Дону — красноармейцы и калединцы. Причем перевес на стороне белогвардейцев. Они лучше вооружены, организованы, в них есть мужество, упорство. Красногвардейцы же, напротив, практически не имеют военного опыта.

Шолохов показывает, как постепенно крепнет дух Красной Армии, как она набирает силу. У красноармейцев есть одно немаловажное преимущество перед белогвардейцами — уверенность в своей правоте, четкое осознание своей цели. Символически Шолохов демонстрирует это в эпизоде, где пленные музыканты сначала по приказу разрозненно и вяло исполняют «Боже, царя храни», а затем бодро и громогласно — «Интернационал».

Белогвардейское движение, как показывает Шолохов, не могло преодолеть внутренние распри и разобщенность, что еще раз видим на примере того же Григория Мелехова. Красноармейцы же все больше сплачивают свои ряды. Кстати, Григорий всегда стремился попасть в лагерь красных. Так Шолохов постепенно подводит нас к финалу — победе Красной Армии. От белой гвардии остаются лишь отдельные банды, занимающиеся уже не отстаиванием кровных интересов, а грабежами и убийствами.

«Тихий Дон» • книга о войне глазами человека, побывавшего на войне. Хотя и известен тот факт, что писатель был слишком юн в те годы, когда шла гражданская война, по «Тихий Дон» производит впечатление книги, написанной «со слов очевидца». Роман до сих пор остается непревзойденным произведением о тех страшных событиях, которые потрясли нашу страну в начале XX века.