В художественной литературе средством создания образов является язык. Писатель, чтобы сделать произведение более ярким, выразительным, употребляет слова не в их прямом смысле, а часто в переносном значении. Слова, употребленные в переносном значении, называются тропами. Тропы основаны на сближении различных явлений. В зависимости от способов и принципов
Переноса значении различают несколько видов тропов.
Метафора — перенесение свойств одного предмета или явления на другие по сходству, по аналогии. Метафора возникает на основе сходства вещей по форме, цвету, величине и т. д.
Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток.
(А. С. Пушкин)
В отличие от сравнения, где имеется то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, в метафоре первая часть только подразумевается. Метафора — это скрытое сравнение:
Горит восток зарею новой…
(А. С. Пушкин)
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам.
(С. Есенин)
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног •
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
(П. Заболоцкий)
Наиболее распространенным видом метафоры является олицетворение — прием, в котором неживое уподобляется человеку:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…
(А. С. Пушкин)
Дремлет чуткий камыш…
(И. Никитин)
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная Будет бежать и бежать…
(Н. Рубцов)
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком.
(С. Есенин)
Олицетворение может быть развернутым, образующим целое стихотворение. Например, у С. Есенина клен «очеловечивается»:
Клен ты мой опавший,
Клен заледенелый,
Что стоишь, согнувшись Под метелью белой?
Или что увидел,
Или что услышал,
В поле за деревню Погулять ты вышел.
На сопоставлении различных явлений основана не только метафора, но и сравнение. Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики. В сравнении всегда есть два члена — то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается:
Морозом выпитые лужи Хрустят и хрупки, как хрусталь.
(И. Северянин)
*
Если метафора и сравнение основаны на сопоставлении разных предметов и явлений жизни, то антитеза основана на противопоставлении, контрасте. Художественность этого приема заключается в том, что рядом поставленные противоположности резче подчеркивают друг друга:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.
(А. С. Пушкин)
Черный вечер. Белый снег.
(А. Блок)
Одним из распространенных приемов художественного изображения является аллегория — иносказание, когда под одним подразумевается другое. Чаще всего идущая от фольклора аллегория изображает человека и его пороки под видом животных. Так, аллегория — основа басен И. А. Крылова. Аллегоричны сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь», «Коняга» и др.
Аллегория может применяться в речи действующих лиц. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачев прибегает к иносказанию в разговоре с хозяином постоялого двора:
«Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?» — «Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях; черти на погосте». —> «Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит».
Используя аллегорию, поэт стремится выделить в изображаемом главное, существенное, что по каким-то причинам нельзя назвать прямо.
Особым видом тропа является гипербола. Гипербола основана на чрезмерном преувеличении какой-нибудь черты или свойства описываемого предмета:
Редкая птица долетит до середины Днепра.
(Н. В. Гоголь)
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
(В. Маяковский)
Гипербола близка гротеску. Однако в гротеске всегда присутствует невозможное, фантастическое. Гротеск — это прием, основанный на причудливом сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного с целью комического заострения образа. Яркие примеры гротеска дает творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина, особенно «История одного города». Здесь созданы гротескные образы градоначальника с фаршированной головой, Органчика и т. д. Гротескный образ прозаседавшихся рисует В. Маяковский. Гротеск всегда создает мир аномальный, странный, фантасмагорический.
Обратный гиперболе прием, основанный на чрезмерном преуменьшении, называется литотой. «Мальчик с пальчик», «небо с овчинку», «мужичок с ноготок» — общеизвестные примеры литоты.
К числу наиболее распространенных изобразительно-выра- зительных средств относится эпитет. Эпитеты — это слова, определяющие наиболее яркие черты описываемых предметов или явлений. Но это не простые определения. Не все имена прилагательные являются эпитетами. Эпитеты обязательно несут эмоциональное, личное отношение поэта к определенному пред мету. Например, в сочетании «белый снег» прилагательное «белый» не является эпитетом; в сочетаниях «синий снег», «красный снег» цветовое обозначение несет эмоционально-оценочную нагрузку:
У рощи обреченной,
У сухой ольхи,
Я о снеге черном Написал стихи.
На закате ясном У сосен без чернил,
Я о снеге красном Песню сочинил.
(В. Мошковцев)
В первой строфе эпитетом передано психологическое состояние, вызванное смертью леса; во второй строфе игрою светотени создан образ, отвечающий ясному и светлому состоянию поэта.
На протяжении веков в устном народном творчестве отмечались какие-то постоянные признаки предметов. Они закреплялись за этими предметами, настолько тесно срастались с определенным словом, что становились неотделимы от него. Это постоянные эпитеты. Они широко распространены в фольклоре: месяц ясный, красна девица, добрый молодец, ясный сокол и т. д.
Изобразительно-выразительные средства служат для создания более яркой, зримой, эмоциональной картины изображаемого.