В письме к Достоевскому Тургенев с огорчением писал: «Никто,
кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить
трагическое лицо — а все толкуют, — зачем он так дурен? Или зачем
он так хорош?»
Кто же он такой — этот Евгений Васильевич Базаров?
На мой взгляд, образ получился сложным, противоречивым, но,
безусловно, интересным. Во многом такая неоднозначность оценки
героя зависит от отношения автора к своему герою. С одной
стороны, Тургенев оправдывает и оценивает Базарова по достоинству,
искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать
свои идеалы и добиваться желаемого. Наделяет этот образ чертами,
которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, читатель
чувствует, что Базаров чужд автору, непонятен. Тургенев искренне
хочет заставить себя полюбить своего героя, «загореться» его идеей,
но безрезультатно. Автор и его герой так и остаются по разные стороны.
Именно это и наталкивает на мысль о чудовищном одиночестве
Базарова. Он титаничен, недюжинно силен, но в то же время
бесконечно несчастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося
человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться
людям, скорее, наоборот. По его собственному замечанию,
«настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно
слушаться или ненавидеть».
Базаров постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит
его. Единственный, кто решится противостоять этому бурному
потоку, — Павел Петрович Кирсанов. В спорах с Базаровым Кирсанов
отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит
другой, и это придает ему силы в «схватках» с нигилистом. Базаров
же может противопоставить только себя, свою могучую личность.
Но несмотря на очевидность того, что Базаров не во всем прав, его
пылкость, убежденность вызывают восхищение.
Автор как бы все время пытается помочь читателю увидеть достоинства
своего нового героя. Тургенев хочет убедить читателя, что
Базаров не злой гений, а прежде всего несчастный, одинокий и, несмотря
на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми обыкновенными
человеческими чувствами человек. В отношениях с
Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров
ищет любви. Одинцова ждет от него зрелых чувств — в ее жизни
нет места потрясениям.
Базаров же уже не мыслит себя без «бури» переживаний, он еще
не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных
идеалов является стабильность. И тут получается какой-то
замкнутый круг. Базаров мечется в этом круге — одинокий, отчаявшийся.
Он противоречив до абсурда. Базаров отрицает романтизм,
но по своей сути является романтиком; он отрекается от родителей,
от «глупой жизни отцов», но сам в порыве откровения признается
Аркадию в своей любви к ним.
Базаров искренне верит в то, что делает все для благополучия
своей Родины. Но нужен ли Базаров России? Даже такой сильной
и независимой личности, как Базаров, страшно чувствовать себя
в таком замкнутом круге противоречий. Единственным разрешением
этих противоречий оказывается смерть. В одном из писем Тургенев
признался, что, когда писал Базарова, он в конце концов чувствовал
к нему не неприязнь, а восхищение. А когда писал сцену
смерти, то рыдал навзрыд. Это не были слезы жалости, это были
слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором
воплотились некоторые черты его собственного идеала. В романе
нет ни одной значительной сцены, в которой бы не участвовал
Базаров. Это удивительный образ, который от первой главы к последней
меняется больше всех остальных героев романа. Причем его
изменение приводит и к изменению отношения к нему читателя. Он
уже не кажется столь «сумрачным, диким и обреченным на погибель
», как говорили о нем современники Тургенева. Базаров — это
герой будущего, и поэтому он несет в себе черты будущего — силу,
открытость, честность.