Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> Каковы особенности современной лирики (на примере одного из современных поэтов)?

Сочинение на тему «Каковы особенности современной лирики (на примере одного из современных поэтов)?»

1. Новый виток поэзии.

2. Постмодернизм.

3. Соцарт и концептуализм.

4. Лирика Д. Пригова, Т. Кибирова.

Новый виток поэзии начался в конце 1980-х годов, вместе с обновлением общественной и политической системы в нашей стране. В это время появляется много новых направлений в литературе, и термин «новое» является определяющим. Одним из ярчайших новых направлений стал постмодернизм. Постмодернистская теория исходит из ощущения кризисного состояния мира, эмоционального переживания современности как хаоса, крушения всех ценностей, идей. В России это было связано и с реальным общественным кризисом, когда рушилась система, просуществовавшая семьдесят лет. Для постмодернизма важен отказ от главенства науки в познании мира, кроме того, постмодернисты сомневаются в самой возможности познания мира. Поэтому в современном мире постмодернистов интересует все иррациональное, нестабильное и противоречивое. Очень важным оказалось и понятие виртуальной реальности, отсутствие деления на подлинное и воображаемое. Вместо серьезности культивируется игра. Эта игра заключается в том, что мир представлен как один большой текст, который может быть истолкован как угодно. На российской почве сразу. прижилась такая разновидность постмодернизма, как соцарт, и его ответвление — концептуализм. В это время коммунистическая идея окончательно разошлась с реальной действительностью. Художники пошли дальше, по пути полной деконструкции ее идей, доведения их до абсурда и создания с помощью коммунистических штампов и приемов социалистической риторики новых произведений. Художники использовали известные всем штампы, клише, коммунистические лозунги, знакомые всем с детства, затертые до дыр, а теперь потерявших всякую связь с действительностью. В жанре концептуализма работают такие поэты, как Д. Пригов, Т. Кибиров, Л. Рубинштейн. Их манера предполагает минимум авторского вмешательства и максимум доверия к самому языку. В концептуализме важны идеи-концепты, которые открытым текстом даются в произведении. Лев Рубинштейн, например, писал свои стихи на отдельных карточках, читая по строчке с каждой. Отдельные реплики выглядят абсурдно и мало чем напоминают привычные стихи.

Дмитрий Пригов создает в своем творчестве образ поэта, характерный для соцарта, с использованием клишированных образов «простой человек» и «великий русский поэт», характерных для социалистического искусства. Его лирический герой носит его имя — Дмитрий Александрович Пригов. В нем соединяются эти два концепта — «маленький человек» и «великий русский поэт». В его творчестве находят отражение такие вечные для русской литературы и поэзии темы, как поэт и власть, поэт и вечные ценности. Но власть в изображении Пригова соцартовски снижена. Много стихотворений Пригов создает о милиции. Милиция представляется как власть, как верховное божество. Это также рождает ассоциации со временами Советского Союза, когда власть участковых милиционеров была огромной. Авторы соцарта, в том числе и Пригов, часто обращались к общеизвестным темам и сюжетам, основываясь на коллективном бессознательном людей, проживших большую часть жизни в Советском Союзе. Концепт выпячивается в произведении на первый план, а слова, которыми он передается, уже не так важны для автора. Слова, которыми он обыгрывается, намеренно призваны подчеркнуть идею концепта.

Вот я, предположим, обычный поэт

А тут вот по прихоти русской судьбы

Приходится совестью нации быть

А как ею быть, коли совести нет

Стихи, скажем, есть, а вот совести — нет

Как тут быть.

В стихотворениях Пригова часто можно встретить цитаты и отсылки ко многим произведениям классической литературы, которые так или иначе обыгрываются, как правило, в сниженном стиле. Вообще язык Пригова напоминает язык разговорный, полный сниженных и бранных слов. Советские клише и приметы намеренно снижаются, сводятся к уровню речи людей из социальных низов. Несмотря на быстрый взлет и большой интерес читателей к поэзии концептуализма, большого развития это направление не получило. С течением времени, когда всплеск интереса к новому устройству страны угас, авторы-концептуалисты стали создавать произведения в менее новаторском стиле. Тимур Кибиров, например, в последних своих произведениях склоняется больше к традиционно-романтической манере, хотя, безусловно, не отходит от манеры постмодернизма.