Вы находитесь: Главная страница> По произведениям русской литературы> "Колымские рассказы" В. Шаламова

Сочинение на тему ««Колымские рассказы» В. Шаламова»

Известно, как сильно повлиял на жизнь нашего общества целый пласт литературы, скрытый до недавнего времени от читателя. Это произведения М. Булгакова, А. Платонова, A. Ахматовой, Ю. Домбровского, писателей русского зарубежья — В. Набокова, А. Солженицына, В. Аксенова, B. Максимова и других. Среди «возвращенных» произведений видное место занимает проза В. Шаламова.

Рассказать об ужасах лагерей людям с тем, чтобы это больше не повторилось, — вот чем жил писатель, испытавший в сталинских лагерях все: холод, голод, бесправие и побои. Создание Колымского цикла он считал долгом перед погибшими товарищами.

Проза Шаламова — это не отдельные рассказы и очерки, а целостное единство, все элементы которого связаны между собой. «Собственная кровь — вот что сцементировало фразы «Колымских рассказов», — пишет Варлам Тихонович.

Основными действующими лицами в прозе В. Шаламова являются осужденные за уголовные преступления, так называемые «блатари»; политические, т. е. осужденные по пятьдесят восьмой статье, в основном интеллигенты; те, кто поставлен для соблюдения лагерного порядка, «начальнички».

Всматриваясь в уголовный мир вблизи, исходя из собственного опыта, Шаламов стремится прежде всего снять романтический ореол, которым традиционно окружала мир воров как оппозицию системе классическая литература. «Яд блатного мира невероятно страшен, — пишет Шаламов. — Отравленность этим ядом — растление всего человеческого в человеке. Этим зловонным дыханием дышат все, кто соприкасается с этим миром».

В рассказе «Надгробное слово» показаны истории людей, с которыми писатель был знаком. У каждого из них своя судьба, свой характер. Именно в этом рассказе наиболее отчетливо звучит тема жизни и смерти. Автор дает своеобразную трактовку этой темы: живые люди в лагере немногим отличаются от мертвых: у них нет прошлого, нет и будущего. Все человеческие чувства в них угасли, душа человека омертвела.

Рассказ «На представку» — это эпизод из жизни «блатарей». Ловкий шулер Севочка и бригадир Наумов играют в карты. Проигравший Наумов расплачивается немыслимой ценой — жизнью осужденного по пятьдесят восьмой статье Гаркунова, бывшего инженера-текстильщика. Жизнь политического «фраера» ни во что не ставят. Политические -самые бесправные люди в лагере. Пространство, за пределы которого они не имеют права выходить, ограничивается вышками. И любой шаг в сторону может стоить жизни. Об этом напоминает рассказ «Ягоды».

О бесправии «Иван Иванычей» (так называли политических) говорится и в рассказе «Артист лопаты». Попавший в бригаду Косточкина Крис вначале радуется, что его бригадир — не «блатарь». Косточкин — сын репрессированного крупного партийного работника — в свои двадцать пять лет был осужден как член семьи «врага народа» на пятнадцать лет. Он отрекается от отца и такой ценой получает место бригадира. Однако даже став бригадиром, он остается зависимым от «блатарей». Чтобы обеспечить себе сносное существование, он совершает нравственное предательство по отношению к членам бригады, которые считали его своим.

Большинство заключенных понимали, что они обречены, что их сюда привезли на смерть. И хотя побеги всегда заканчивались неудачно, группа заключенных во главе с майором Пугачевым решила бежать: «если не убежать вовсе, то умереть — свободными». О нескольких днях свободы и повествуется в рассказе «Последний бой майора Пугачева».

Но даже в самые тяжелые минуты заключенные верили, что в их жизни может наступить просвет. И надеяться они могли только на медика. «Лагерная жизнь так устроена, -пишет В. Шаламов, — что действенную реальную помощь заключенному может оказать только медицинский работник». О гуманности врача, благодаря которой герой возвратился к жизни, говорится в рассказе «Домино». Врач, чтобы как-то подкормить больного, дать ему окрепнуть, пригласил его к себе для игры в домино. Эта ситуация напоминает эпизод в рассказе В. Распутина «Уроки французского», где учительница, чтобы подкормить гордого мальчика, играет с ним в «пристенок».

Когда читаешь рассказы В. Шаламова, сначала кажется, что их персонажи — люди на редкость пассивные. Они всегда жертвы, они бездеятельны. Их желания не распространяются далее того, чтобы на несколько часов попасть в тепло, достать лишний кусок хлеба… Лагерь вытравливает все человеческое в человеке, стремясь превратить его в животное, оставив ему лишь примитивные потребности. Но затем понимаешь, что это не так. Герои рассказов сильны как раз своей духовностью, неистребимостью воли, стремлением сохранить способность и желание мыслить. Это помогает им в конце концов выжить и остаться людьми.

Читая «Колымские рассказы», ужасаешься тому, что все описанное в них случилось в нашем веке и что люди позволили этому быть. И как страшно, что писатель, рассказавший нам правду, умер в доме для инвалидов, без родной души рядом…