Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — «самое серьезное политическое произведение девятнадцатого века» В.О. Ключевский

Сочинение на тему «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — «самое серьезное политическое произведение девятнадцатого века» В.О. Ключевский»

Отечественная война 1812 года и восстание декабристов оказали большое влияние на русскую литературу. Победа России в Отечественной войне не заслонила, а обострила в сознании передовых дворян противоречия русской жизни. Позднее декабристы назовут себя детьми двенадцатого года. Самодержавие, крепостничество и аракчеевщина вызывали у них протест, стремление к активной борьбе. В это время начинается тайное объединение революционных сил. В 1816 году был основан «Союз спасения», в 1818 году — «Союз благоденствия». С этим первым периодом русского освободительного движения связано творчество Александра Сергеевича Грибоедова.
А. С. Грибоедов родился 15 января 1794 года в Москве, в старинной дворянской семье. Уже мальчиком он наблюдал быт и нравы московского дворянства. Дома под руководством опытных учителей он получает хорошее первоначальное образование, которое потом продолжает в университете. В студенческие годы Александр Сергеевич увлекается литературой и театром. Чтение произведений Радищева и Фонвизина способствует формированию передовых взглядов будущего писателя.
А. С. Грибоедов знаменит как автор одного произведения. Но роль его комедии столь значительна, что одно это сочинение увековечило имя писателя. Главное в комедии — конфликт Чацкого с фамусовским обществом, типичными представителями которого являются Фамусов, Скалозуб, Молчалин.
Фамусов — главный противник людей декабристского склада, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Он необразованный, хитрый, властный барин, привыкший считать себя непогрешимым. Из разговора Софьи с Лизой мы узнаем, что П. А. Фамусов, «как все московские», ценит в людях лишь чины и богатство. Он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Отношение Павла Афанасьевича к книгам и образованию показывает нам его душевную пустоту:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится…
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что ныне пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Фамусов считает законным право помещика распоряжаться крепостными так, как ему угодно: наказывать, продавать, ссылать в Сибирь. Он не признает в крепостных человеческого достоинства. Фамусов — льстец и подхалим в нужных ему ситуациях. Это ясно видно в его заискивании перед Скалозубом, тупым аракчеевским полковником.
Скалозуб, как и Молчалин, стремится к чинам. Цель его жизни — стать генералом. По его мнению, к получению чинов ведут «многие каналы», и он ни одним не брезгует. Часто Скалозуб даже не понимает, о чем идет речь. Когда требуется выразить мнение о Москве, он только и может сказать: «Дистанция огромного размера». На вопрос Фамусова о Настасье Николаевне Сергей Сергеевич отвечает: «Це знаю-с, виноват: мы с нею вместе не служили». Скалозуб — противник Чацких, защитников просвещения и науки. «Ученостью меня не обморочишь», — говорит он.
Если Скалозуб и Фамусов значительно старше Чацкого, то Молчалин — его ровесник. Молчалин беден и безроден, но стремится достичь «степеней известных». По мнению Чацкого, он их достигнет: «Ведь нынче любят бессловесных». Тактика Алексея Степановича такова:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику для избежанъя зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалин — жалкий, низкий человек, лицемер и льстец. Он притворяется влюбленным в Софью, так как она дочь его начальника, ее расположение может пригодиться. Когда его лицемерие по отношению к ней открылось, он показал себя слабым и трусливым человеком. Молчалин считает, что в его годы «не должно сметь свое суждение иметь», что «надобно ж зависеть от других», так как пока «в чинах мы небольших». Как только Молчалин достигнет «степеней известных», станет важным чиновником, он изменит свою тактику, ибо уже от него будут зависеть другие.
Молчалин представляет собой достойную смену фаму- совскому обществу. В нем собраны худшие человеческие качества. Но такие люди пока «блаженствуют на свете».
Полной противоположностью фамусовскому обществу является Чацкий. В его образе представлена новая социальная сила, которая в грибоедовское время появилась в обществе. А.А. Чацкий — честная, деятельная натура. В комедии мы видим его бунтарем-одиночкой. Но Софья говорит, что он «в друзьях особенно счастлив». Биография Александра Андреевича типична для декабристов. Чацкий вспоминает о военной службе, о «шуме лагерном, товарищах и братьях». Он занимался и государственным делом, в Петербурге был «с министрами знаком». Он «славно пишет, переводит». Сам мотив, который был поводом ухода Чацкого со службы («служить бы рад, прислуживаться тошно»), характерен для взглядов декабристов. Декабрист Раевский в 1817 году, когда установился аракчеевский режим, ушел с военной службы, потому что стали требовать холопской подчиненности.
Ум Чацкого является причиной его конфликта с фаму- совским обществом, в котором понятие «умный» соединяется с понятием «вольнодумный». Лучшие человеческие качества Александра Андреевича кажутся подозрительными. «Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел?» — говорит Фамусов в конце комедии после речи Чацкого.
Чацкий — патриот, для него важно и национальное достоинство. Его гнетет раболепие и «слепое подражание» перед «французиком из Бордо». Чацкий обличает крепостничество, чинопочитание, безделье московских дворян. Декабристы воспринимали его как близкого себе человека. Бестужев говорил: «…это благородное негодование ко всему низкому, эта гордая смелость в лице Чацкого проникла в меня до глубины души».
Язык комедии простой, разговорный, изобилующий меткими выражениями. Многие высказывания героев комедии стали афоризмами.
Историческое значение комедии заключается в том, что в ней отражена программа декабристского движения. Она явилась идейным оружием в борьбе за передовые взгляды в девятнадцатом веке.