Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> Конфликт эпох в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 2

Сочинение на тему «Конфликт эпох в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 2»

Победа России в войне 1812 года показала силу и мощь русского народа, самоотверженно поднявшегося на защиту отечества. Но, разбив полчища Наполеона, русский народ- победитель вновь оказался под палкой помещика-крепостника. Возмущенное этим положением передовое русское офицерство поднимается на борьбу за облегчение участи народа. Это приводит к расколу в дворянском лагере. Атмосфера этого раскола и воспроизведена в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
В доме Фамусова столкнулись две эпохи: «век нынешний и век минувший». Грибоедов показывает, что старое русское барство живет по своим, давно устоявшимся обычаям. Здесь заботы о карьере, хлопоты о выгодных браках, о том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».
Самый яркий представитель старой барской Москвы — Павел Афанасьевич Фамусов, который занимает высокий пост. На то, что это «человек известный», указывает фамилия. Фамусов — управляющий в казенном доме, но к службе относится формально. Служит же он для того, чтобы «чины добыть», ордена и иные блага. Фамусов с благоговением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который, по его мнению, является образцом для подражания. Вельможа при дворе Екатерины, Максим Петрович был человеком гордым и надменным, «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Фамусов восторгается тем, как покойный дядя сумел использовать себе во благо даже конфуз, случившийся с ним при дворе, на приеме у императрицы. Разыграв шута, он приобрел благосклонность Екатерины и стал самым уважаемым человеком при дворе. И Фамусов говорит: «Учились бы, на старших глядя». Сам же он, достигнув «степеней известных», службой практически не занимается, только подписывает бумаги, не вникая в их смысл и даже не читая их. Больше всего он бо- иться скопления бумаг, поэтому и заявляет:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Неделя этого государственного чиновника заполнена посещениями приемов, обедов, ужинов, именин и крестин. На службе Фамусов окружает себя родственниками:
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки;

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..
Фамусов ценит в людях чины и богатство, поэтому он ищет для своей дочери соответствующего жениха. «Кто беден, тот тебе не пара», — внушает он Софье, разъясняя ей, какой человек может быть принят в семью:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених.
Вот почему Павел Афанасьевич обращает внимание на полковника Скалозуба. Ведь тот «не нынче-завтра генерал». Фамусова совершенно не волнует, что полковник глуп, что он «слова умного не выговорил сроду», что может рассуждать только о «петличках», командах, маршах.
Но Софья отдает предпочтение скромному, безродному Молчалину. Молчалин не родственник Фамусову, но оказался у него на службе потому, что обладает теми качествами, которые особенно почитаются в фамусовском обществе. К числу своих достоинств Молчалин относит «умеренность и актуальность», умение промолчать, когда тебя бранят. Он мастер в искусстве поднять платок, вовремя погладить моську влиятельной старухи. За все это Молчалин уже имеет три награжденья и чин асессора. Он четко выполняет наказ отца: «Угождать всем людям без изъятья». Естественно, тем, кто выше по положению.
Гости, съехавшиеся в дом Фамусова на бал, представляют собой групповой портрет общества. Здесь, на балу, раскрываются все те принципы, по которым живет барская Москва.
Фамусовскому обществу противостоит Чацкий — человек «века нынешнего». В гостиной Фамусова Чацкий кажется выходцем из другого мира. Образованный, умный, он не принимает законов жизни старой.