Вы находитесь: Главная страница> Тургенев Иван> Конфликт поколений: Базаров и Павел Петрович Кирсанов

Сочинение на тему «Конфликт поколений: Базаров и Павел Петрович Кирсанов»

Невозможно представить себе прогресс человечества без постоянного
конфликта поколений. Новое всегда в чем-то отрицает старое.
Почти в каждом крупном произведении русской литературы присутствует
конфликт поколений. В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев
показывает взаимоотношения поколений в особый исторический
период — накануне отмены крепостного права и других либеральных
реформ. Российское общество разбивается на различные
идейно-политические лагеря. Конфликт поколений в этот момент
приобретает острый социальный характер: «отцы» и «дети» оказываются
непримиримыми идейными противниками. Главными
представителями враждующих лагерей в романе являются Базаров и Павел
Петрович Кирсанов.
Уже в портретах героев заметно их явное противопоставление.
Базаров выглядит как типичный разночинец, человек труда, не обращающий
внимания на собственную внешность. Он некрасив, но в лице
его выражаются самоуверенность и ум. Базаров носит висячие бакенбарды,
раздражающие чопорных «отцов». Старый дворянский
слуга, Прокофьич, даже прозвал его из-за них «свинья в кусте». Одевается
Базаров небрежно: при первой встрече с отцом Аркадия на
нем «длинный балахон с кистями». В Павле Петровиче сразу чувствуется
аристократ, строго следящий за собой. Он всегда тщательно
причесан, выбрит, надушен, одет. Живя в деревне, Павел Петрович
старается не опускаться, сохраняет светские привычки. Он выходит
встретить племянника в английском «сьюте», модном галстуке, лаковых
полусапожках. Тургенев подчеркивает красоту Павла Петровича:
черты лица его словно выведены «тонким и легким резцом».Особое
внимание автор обращает на руки героев. Базаров приезжает без
перчаток и протягивает отцу Аркадия «обнаженную красную руку»,
свидетельствующую о привычке к труду. Павел Петрович подает
Аркадию «красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся
еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого
одиноким крупным опалом». С Базаровым аристократ избегает
рукопожатия, сразу почувствовав в нем идейного врага.
Базаров тоже не жалует Павла Петровича, посмеивается над его
ногтями и воротничками. Аркадий пытается как-то защитить дядю
и рассказывает о его странном, несчастливом романе с княгиней Р.,
ради которой Павел Петрович отказался от блестящей военной карьеры.
Базаров безжалостно заявляет, что сердечные чувства — «романтизм,
чепуха» и мужчина не должен раскисать из-за них.
Взаимное неприятие героев перерастает в идейный конфликт.
Павел Петрович всегда считал себя просвещенным, передовым человеком.
Он придерживается либеральных взглядов, приветствует
готовящиеся реформы и поэтому очень удивлен, что молодежь не
принимает его всерьез, называет «архаическим явлением». Узнав,
что друг Аркадия — нигилист, Павел Петрович пытается вызвать Базарова
на спор, чтобы доказать правоту своих взглядов. Это оказывается
непросто, потому что Базаров не любит словесных прений —
пустой траты времени. Для него имеют смысл только конкретные
действия, приносящие ощутимую пользу. Закончив медицинский
факультет, Базаров устроил себе каникулы, но и в усадьбе Кирсановых
он не сидит без дела, занимаясь естественнонаучными опытами.
Дважды Павлу Петровичу удается вызвать Базарова на спор. В первый
раз он просто теряется от категоричности молодого нигилиста.
Павел Петрович хочет задеть Базарова тем, что тот отдает предпочтение
немецким ученым перед русскими. Базаров же нехотя
поясняет, что для него не имеет значения национальная принадлежность:
«Мне скажут дело, я соглашусь..». Признанны авторитеты не
имеют веса в глазах Базарова. Он одним махом отрицает все искусство:
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Павел Петрович и сам-то не читал Шиллера или Гете, но готов защищать
их как общепризнанных гениев.
Решающая «схватка» происходит через несколько дней. Павел
Петрович ищет повода к спору, в котором он докажет «этому лекарю»
всю его ничтожность. Базаров называет соседского помещика «дрянь,
аристократишко». Кирсанов возмущен: он сам считает себя аристократом.
Павел Петрович доказывает, что аристократы являются
оплотом либеральной свободы, поддерживают «принсипы», необходимые
обществу. Базаров разом отметает все эти рассуждения:
в его понимании, аристократы — бесполезные бездельники. Кирсанов
пытается назвать какие-то незыблемые устои русской жизни:
общину, семью, религиозность и патриархальность народа — и наталкивается
на их полное отрицание со стороны «детей». Базаров
заявляет, что он признает только пользу, а «в теперешнее время
полезнее всего отрицание». Павлу Петровичу остается только сетовать
на «наследников».
Во второй половине романа конфликт героев разрешается дуэлью.
Внешним поводом служит игривое поведение Базарова с Фенечкой,
гражданской женой Николая Петровича, однако главной причиной
является идейная непримиримость героев. Базаров нехотя, как и в
спорах, выступает против Кирсанова. Он жалеет, что ввязался в эту
«глупость». Павел Петрович, напротив, настроен решительно, он
старательно целится в противника, но промахивается. Базаров случайно
ранит Кирсанова в ляжку и сам же оказывает ему помощь.
Тургенев подчеркивает анахронизм дуэли. Описывая раненого Павла
Петровича, автор прямо заявляет: «Да он и был мертвец». Кирсанов
ранен легко, он переживает Базарова, но это будет существование
формы, оболочки.
Конечно, Тургенев не разделял нигилистических взглядов. Формально
писатель был на стороне «отцов». Однако он видел, что даже
лучшие представители старшего поколения не идут дальше пустых
разговоров. Не соглашаясь с Базаровым, писатель с большой симпатией
изобразил сильного, мужественного, целеустремленного молодого
человека, стремящегося принести пользу России. Дуэль героев
носит немного комический характер, однако в ней можно увидеть
пророчество писателя: идейный конфликт способен обернуться
кровопролитием.