Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор. Несомненно, ключевыми словами в этом объяснении будут «столкновение», «разногласие» и «спор». Все три слова объединены общей идеей противоборства, противостояния, причем обычно нравственного.
Конфликт в литературном произведении играет огромную роль. Это и способ отстоять какую-то мысль, и раскрытие авторской позиции, и ключ к пониманию всего произведения. Именно от конфликта зависит композиция. Вечными оппонентами в русской литературе всегда были добро и зло, правда и неправда, воля и неволя, жизнь и смерть. Литературный герой всегда стоит перед выбором, и это тоже конфликт человека с самим собой. Вся русская литература педагогична. Поэтому роль конфликта состоит еще и в том, чтобы правильно рассудить обе стороны, научить человека выбирать между «добром» и «злом».
Грибоедову, создателю первой реалистической пьесы, было достаточно трудно справиться с этой задачей. Ведь, в отличие от предшественников (Фонвизин, Сумароков), писавших пьесы по законам классицизма, где добро и зло были четко отделены друг от друга, Грибоедов сделал каждого героя индивидуальностью, живым человеком, которому свойственно ошибаться.
В первом действии показаны отношения Софьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любовного конфликта. Уже сейчас автор указывает на неискренность отношения Молчалина к Софье, показывает эту любовь иронически. Это видно из первой ремарки («Лизанька спит, свесившись со стула», тогда как из комнаты барышни «слышно фортепиано с флейтою»), и из слов Лизы о тетушке Софьи, ее едких замечаний («Axl Амур проклятый!»). Здесь же показано отношение Софьи к Чацкому:
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех…
Так говорит она, не веря в его любовь. «Прикинулся влюбленным» — вот как определяет Софья его чувства.
И тут… появляется он! «Остер, умен, красноречив», он «набрасывается» на Софыо, а затем не очень лестно отзывается об ее родне. Намечается общественный конфликт, который сам Грибоедов определил так: Чацкий «в противуре-чии с обществом, окружающим его». Не зря автор использует простонародную форму «противурсчие», ведь Чацкий в конфликте не только со «светом», но и с народом, и с прошлым, и с самим собой.
Он одинок, и с таким характером обречен на одиночество. Чацкий доволен сам собой, своими речами, с наслаждением переходит от одного предмета насмешек к другому: «Ах! к воспитаныо перейдем!» Он постоянно восклицает: «Ну, что вам батюшка?», «А этот, как его?..», «А трое из бульварных лиц?», «А тот чахоточный?..» — как будто это ужасно важно, после трех-то лет. Вообще на протяжении всей пьесы Чацкий замолкает, делает «минутный» перерыв, задумываясь над словами собеседника, всего два раза: при первом своем появлении в доме и в последнем монологе. И тут же объясняет свой собственный внутренний конфликт «Ум с сердцем не в ладу». Передовые идеи, о которых он так красиво говорит, не лежат в основе его поступков, а значит, все, что он говорит, есть порыв рассудочный, идущий не от сердца, следовательно, надуманный.
Завязка общественного конфликта происходит во втором действии. Разговор Фамусова и Чацкого о Софье переходит в некий поединок «отцов» и «детей», спорящих о России. Причем Грибоедов постоянно указывает на противоречия Чацкого-господина слов и Чацкого-господина дел. Так, во втором действии он говорит о жестоком отношении к крестьянам и слугам, тогда как в первом сам не заметил Лизы, как не замечают шкаф или стул, да и имением-то своим управляет плохо. Речь человека всегда отражает его духовный мир. Речь Чацкого полна как просторечий, так и галлицизмов. Это еще раз указывает на дисгармонию внутреннего мира Чацкого.
«Все, что он говорит,— очень умно! Но кому он это говорит?» — писал Пушкин. Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит: «Оглядывается, все в вальсе, кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Он остается один — кульминация общественного конфликта. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам не зная того, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой «сердца» и «ума». Составив в уме схему жизни, он пытается «подогнать» под нее жизнь, нарушить ее законы, потому она и отворачивается от пего. Не забывается при этом и любовный конфликт. Софья тоже не принимает рационализма Чацкого.
Вообще оба конфликта (общественный и любовный) взаимосвязаны. Если согласиться с Блоком, что «Горе от ума» есть произведение «…символическое, в истинном смысле этого слова», то Софья и есть символ России, где Чацкий чужой, ведь «он умен по-иному… умен не по-русски. По-чужому. По-чуждо-му» (Найль, Нймиг. «Родная речь»).
Итак, оба конфликта перерастают в главный: столкновение живой жизни н схемы. Схему жизни составили себе все герои пьесы: Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Софья… Так, Софья, которой «сна нет от французских книг», пытается прожить спою жизнь, как роман. Однако роман Софьи на русский лад. Как заметил Баженов, история ее любви к Молчалину не фривольна, как у ее «французских соотечественниц», она чиста и одухотворенна, но все же это лишь книжная выдумка. В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть, поэтому в афише она указана, как Софья, то есть «мудрая», но Павловна — дочь Фамусова, а значит, в чем-то похожая на него. Однако в конце комедии она все жё прозревает, «ломается» ее мечта, а не она сама. Чацкий тоже показан в эволюции. Но о его внутренней перемене мы можем судить лишь со слов о прошлом. Так, уезжая, он доверительно разговаривал с Лизой: «Недаром, Лиза, плачу…», тогда как на протяжении всего действия не говорит ей ни слова.
«Здорово, друг, здорово, брат!..» — по старой привычке встречает его Фамусов. Чацкий же не говорит ему ни одного доброго слова. «А вам на что?», «Никто ие приглашает вас!» — лишь надменно замечает он, тут же вступая в спор.
Монологи Чацкого близки по своей идейной направленности к лозунгам декабристов. Он обличает низкопоклонство, жестокость крепостников, подлость — вот в чем согласен с ним и декабристами Грибоедов. Но он не может одобрить их методы, те же самые схемы жизни, только уже не одной, а целого общества. Поэтому кульминация всех конфликтов — обвинение Чацкого в сумасшествии. Тем самым ему отказывается в праве быть гражданином. Ведь одно из определений человека-гражданина есть «здравый ум» (Муравьев). Именно :ш рационалистический подход к жизни, стремление к поставленной цели «низкими» способами Грибоедов и называет всех героев комедии «глупцами».
Столкновение естества и противоестественности показано не только на сцене. Внесценические персонажи тоже борются сами с собой. Брат Скалозуба, например, оставив вдруг службу, а значит, и намерение выйти в генералы, стал читать в деревне книги. Но молодость прошла, и «хвать…», он «повел себя исправно, давно полковник», хоть служит и «недавно».
Грибоедов относит весь пыл Чацкого лишь к романтическим порывам юности, и, может, прав Салтыков-Щедрин, описавший последующую судьбу его как директора «департамента умопомрачения», сдружившегося с Молчалиным.
Итак, главный конфликт произведения, раскрывающийся через общественный (Чацкий и общество), интимный (Чацкий и Софья, Молчалин и Софья, Молчалин и Лиза), личный (Чацкий и Чацкий, Софья и Софья…),— есть противоборство рационализма и действительности. Это Грибоедов и изображает с помощью ремарок, внесцеиических персонажей, диалогов и монологов. Используя вольный ямб, разные типы рифмы, распределяя реплики одного стиха на несколько персонажей, автор отказывается от канонов, призывая не только писать, но и жить «свободно». «Свободно» от предубеждений.