«Очарованный странник» относится к лучшим повестям Лескова. Здесь великолепно все: и язык, и сюжет, и широта охвата, и, наконец, образ главного героя.
Иван Севсрьянович Флягин переходит от приключения к приключению, от события к событию; его жи:ши не присуще спокойное течение. В каждой из ситуаций он, обычный русский мужик, противопоставляется своим хозяевам. Причем каждый раз он предстает и более выгодном свете по сравнению с ними. Он спасает графскую семью от гибели, получая от них в ответ наказание; возвращает матери ребенка, но его прогоняют; становится добрым и бескорыстным другом цыганке Груше, когда князь, его хозяин, бросает ее. От всех своих хозяев этот малограмотный крепостной отличается своей художественной, артистической натурой, побулсдающей его искать в жизни «красу, природы совершенство».
Лесков вовсе не идеализирует своего героя, не скрывает его отрицательных черт. Иногда Иван Флягин жесток, иногда нерассудителен, иногда не владеет собой. Часто оп совершает совершенно необъяснимые поступки. Но все это оправдывается и далее искупается его любовью к красоте, поисками прекрасного, эстетическим чувством. Недаром князь, один из хозяев Ивана, называет его артистом. В этом слове нет ничего оскорбительного или неодобрительного. Напротив, артист — человек с душой, сверхчувствительной к прекрасному.
С самого начала эстетическое чувство «очарованного странника» проявляется по отношению к лошадям. Он их не просто любит, не просто восхищается, не просто умеет разбираться в них. Он чувствует их красоту и передает ее слушателям. Особенно живо это описывается в эпизоде, когда два татарина торгуются за лошадь. В этой сцене Иван Севсрьянович описывает двух лошадей, причем описывает, как профессиональный рассказчик, умело подбирая нужные эпитеты и определения. Конечно, малограмотный мулсик едва ли смог бы так говорить о лошадях, далее при особой любви к ним. Видимо, тут Лескову не столь валено размышлять, уместны ли в устах мулеика такие слова, сколько показать, как остро чувствует этот мужик, как тонко воспринимает прекрасное.
Иван, однако, любуется не одними лишь лошадями. Он впитывает весь мир вокруг себя и подмечает все, что может вызвать восхищение. Точно так лее он любуется походкой улана или соревнованием двух татар за лошадь.
Поиски «природы совершенства» завершаются и для самого Флягина совершенно неожиданно. До встречи с магнетизером он не воспринимал женщину как воплощение красоты, ее идеал. Только встреча с Грушей помогла ему оценить женскую красоту, понять, что это проявление красоты достойно поклонения. Лесков потрясающе описывает танец цыганки, так что й читатель как будто наяву видит ее движения, леесты, лицо. Лишь в первую ночь знакомства Иван испытывал к Груше страсть, вызванную встречей с неведомым ему раньше проявлением прекрасного. Затем страсть переросла в трепетное, глубоко спрятанное, нелепое чувство. Это чувство справедливо молено назвать преклонением перед красотой. Любовь Ивана к Груше свободна от зависти или ревности к князю. Удивительно, как простой мужик смог оценить по достоинству и красоту, и талант цыганки.
Так, шаг за шагом, «очарованный странник» приходит к пониманию красоты. Сначала он ее просто чувствует, потом начинает узнавать и выделять среди обычных явлений.
Лесков в своей повести показал замечательное свойство русского народа поэтизировать свою жизнь. Это заключается ие только в умении находить красоту, по и в способности создавать вокруг себя таинственный, чудесный мир. Это мир леших, домовых, различных сказочных существ. Конечно, в основе этого мира лслсали предрассудки, суеверия. Но эта наивность, доверчивость, открытость навстречу миру, свелеесть восприятия и привлекают. Русский человек напоминает ребенка, так он близок к природе, так прост в своем мироощущении. Как раз эта простота и есть главное условие для того, чтобы видеть прекрасное. Иногда человек бывает слепым к тому, что происходит вокруг него, а лесковский герой видит то, что так просто увидеть, если ничего не усложнять. Он очарован жизнью. Недаром автор называет его «очарованным странником». Этот человек руководствуется эмоциями, а не рассудком. Да это и неудивительно, ведь жизнь его наполнена снами, предсказаниями, она сродни легенде, сказке.
Таков Иван Флягин — человек, влекомый красотой, человек с сильно развитым эстетическим чувством, артист, худоленик. Таков же и любой русский человек в видении Лескова.