Концепция. Анализом поэмы «Двенадцать»
занимались очень многие авторы, пытаясь
«расшифровать» образы поэмы, но на наш
взгляд, концепция А. Грачевой, изложенной
в статье «Поэма Блока «Двенадцать», наиболее удачна.
По этой концепции восприятие Блоком революции дано в поэме
не на оценочном уровне. «А. Блок никак не оценивал революцию.
Блок отнесся к ней с историческим фатализмом Толстого».
К этой поэме стягиваются все нити его поэзии, это завершающий
этап всего его творчества, после этой поэмы Блок уже не смог ничего
написать, хотя, конечно, попытки были. Он обратился к прозе. Написал
«неудачное» начало повести «Исповедь язычника».
В мировидении поэта большое место занимала стихия, он был
человеком «стихийным, о том свидетельствует его поэзия». И в поэме
«Двенадцать» стихия прорвалась, и через «музыку» излилась в сложную
образность.
Композиция поэмы. Само название многозначно, оно варьируется
на разных уровнях: 12 глав, 12 красногвардейцев в патруле, 12 учеников
у ИисусаХриста, 12 часов (полночь), когда появляется нечистая сила.
Композиция напоминает срез дерева, полученного из полукругов,
полукруг — это одна глава, которая смыкается с другой, образуя круг.
аналитическое
Главы соединяются по смысловому значению. Например, в первой
главе звучит вопрос: «Что впереди?» — в последней главе дан ответ:
«Иисус Христос». Во второй главе — у героев-красногвардейцев нет
цели, а в одиннадцатой цель уже определена («Вот проснется лютый
враг». «Вперед, вперед, рабочий народ!»)
В третьей («Мировой пожар раздуем») — заявка на мировую революцию.
В десятой — у каждого руки в крови («Али руки не в крови
из-за Катькиной любви? — шаг держи революционный!»).
В четвертой — для таких, как Катька, делалась революция, но для
нее ничего не изменилось. В девятой — безначалие и безлюдие
(«И старый мир, как пес безродный, // Стоит за ним, поджавши хвост»).
В пятой главе о Катьке, ее жизни проститутки, бесовские соблазны —
в восьмой «выходит плебс», те, для кого нет ничего святого.
Центр композиции 6 и 7 главы — сердцевина — преодоление тоски
по Катьке.
Такая композиция, сотканная из 12 глав, символизирующих
соединение и личного начала, (жизни конкретного человека), и мировой
истории, позволили реализовать идею революции, как идею разрушения
и катастрофы.
I глава
Черный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!
Начало символизирует блоковское понимание революции как
стихии. Краски контрастны: черный — белый, потом красный (плакат).
Место действия: весь божий свет. Персонажи — не герои, а только
те, кто в этом вихре страшной стихии не смог устоять на ногах.
Затем пространство сужается до конкретных событий: «Вся власть
Учредительному Собранию» (очень популярный лозунг). Слышатся
разные голоса. Старушка сетует, что из плаката можно было сшить
портянки для детей — это точка зрения масс. Блок считал, и об этом
он писал в своей статье «Каталина», что большинство людей никак
не переживает великие события. Для них революция не является
чем-то грандиозным. «Революция, как все грандиозные события,
всегда подчеркивает черноту…, в которой часть жителей развратничает,
половина спит, немногие мужи совета бодрствуют, верные своим
полицейским обязанностям, и большая часть обывателей, как всегда
и везде, не подозревает о том, что в мире что-то происходит…». Эта
мысль отражена во фразе старушки (точка зрения масс).
Дальнейшие образы I главы:
Б у р ж у й : И буржуй на перекрестке
В воротник засунул нос.
Очень точная оценка дворянского класса народными массами. Он
ждет своего часа.
П и с а т е л ь : А это кто? — Длинные волосы
И говорит вполголоса:
-Предатели!
Погибла Россия!
Должно быть писатель —
Вития…
Такой иронической оценки был удостоен писатель. В действительности
так и было. Интеллигенция на протяжении всего XIX в.
«боролась за счастье народа» и желала революции, но, когда революция
показала свой волчий оскал, сразу растерялась и осудила кровавую
бойню. А разве революции бывают бескровными? Ту же мысль Блок
выскажет в статье «Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали?
Что революция — идиллия? Что творчество ничего не разрушает
на своем пути? Что народ — паинька? Что сотни жуликов, провокаторов,
черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются
ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так «бескровно»
и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между «черной»
и «белой костью», между образованными и «необразованными», между
интеллигенцией и народом?» Все происходит по схеме: «сначала
фанатики, потом функционеры, потом клопы».
Появляется еще одна фигура:
П о п : А вон и долгополый —
Сторонкой-засугроб…
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Революция — это действо со знаком минус, и поэтому отрицание
всякой культуры, в том числе и духовной, происходит в кощунственной
форме. Блок очень точно подмечает такое кощунственное отношение
к церкви и священникам. «Товарищ поп» — пародия на служителей
культа.
Главное действующее лицо первой главы — ветер: «Ветер веселый /
/ И зол и рад». Ветер революции все ставит на свои места: «Кто был
ничем, тот станет всем». Революция всех поменяет местами: кто был
наверху — тот окажется внизу — барынька подскользнулась и растянулась.
А кто в середине? — опять ветер, и опять плакат: «Вся власть Учредительному
Собранию!…» А дальше немного комическая ситуация:
Профсоюзы: … И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…
… Обсудили —
Постановили:
На время — десять, на ночь — двадцать пять…
…И меньше-ни с кого не брать…
…Пойдем спать.
Профсоюз проституток устанавливает тариф для клиентов. А почему
бы нет? Но главное — заявлена среда, откуда выйдет героиня
поэмы, Катька. Но пока опять «свищет ветер», и «черное, черное небо».
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…
Эпитет «черная» злоба варьируется с эпитетами «грустная», «святая
», он отражает соединение несоединимого (злоба не может быть
святой и грустной). Это метафора состояния сознания людей. Здесь
же задан вопрос: «Кто впереди?» — ответ в двенадцатой главе — Иисус
Христос, но с кровавым флагом.
II глава
Появляются герои, они обыкновенные люди, даже слишком обыкновенные.
Нет лозунговых речей:
— А Ванька с Катькой-в кабаке.
Ванька не с ними, а значит — против них. Герои понимают свободу
как отказ от запретов:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста.
Цель их похода тоже обозначена:
Неугомонный не дремлет враг!
Как понимают революцию простые красноармейцы?
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Блок в этих строках обозначает сущность нового времени: без
креста. Достоевский полагал, что революция — это прежде всего отказ
от Бога: «Бога нет — и все дозволено». Вот красноармейцы и вышли
в«антикрестовый» поход.
III глава
В ней всего 12 строк, три четверостишия. 1-е четверостишие —
солдатская песня, 2-е — частушка, 3-е — молитва, но кощунственная:
«Господи, благослови!» — но на что: «Мировой пожар в крови» —
на пробуждение нового сознания, когда можно будет переступить
через главное: «Не убий».
IV и V главы
О Катьке. Для таких, как Катька, и делалась революция. Но что
изменилось в ее жизни? — Да только клиенты: «С юнкерьем гулять
ходила, с солдатьем теперь пошла».
VI глава
В этой главе Катька гибнет.
А Катька где? — Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада?-Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу.
Героям-красноармейцам не жаль Катьку — она не враг, а всего лишь
случайная жертва. А сколько было этих случайных жертв? — Но революции
без жертв не бывает. Через Катьку перешагнули и устремились
вперед, где их ждет «неугомонный враг»:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
VII глава
Воспоминание Петрухи, одного из двенадцати, о своей любви
к Катьке, оно трепетно по своему выражению:
-Ох, товарищи родные,
Эту девку я любил…
И в этой главе убивается любовь к Катьке: «Не такое нынче время».
Тоска и горе одного человека тонут в революционном марше. Что
такое один человек против множества? В литературе о революции
и гражданской войне в последующие годы будет утверждаться гуманизм
общей идеи, где судьба одного человека приносилась в жертву
великой идее масс.
А массы в конце VII главы предаются стихии грабежа:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба-
Гуляет нынче голытьба!
VIII Глава
В начале главы — тоска смертная, «скука скучная». Выходит
на улицу плебс (народ) в худшем его значении.
Уж я темечко
Почешу, почешу…
Уж я семечки
Полущу, полущу…
Для него нет ничего святого:
Уж я ножичком
Полосну, полосну!
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку…
Молитва в конце главы произносится по привычке.
IХ глава
Романс. Ничего нет, только опять стоит буржуй как вопрос. А что
будет дальше? Образ буржуя здесь дан как сравнение со старым
миром:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит, безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост. —
Так видят солдаты революции — Блок здесь как проводник всего
увиденного и услышанного.
Х глава
Снова стихия бури, бури революционной. Достоевский говорил
о революции как о бесовской силе, закружившей Россию. П. Флоренский
считал, что в этой главе явно просматривается бесовщина.
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…
И в этом вихревом кружении совсем иначе все видится:
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
Оказывается, они шли на это сознательно, а Катька — жертва. Все
красноармейцы повязаны кровью, они единомышленники.
-Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!
ХI глава
Идут вперед «рыцари-антикрестоносцы»:
…И идут без имени святого
Все двенадцать-вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Цель определена, она направлена на врага, но кто этот враг — они
не видят:
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет…
Вьюга (бесы) застилает глаза.
ХII глава
Встреча произошла.
Это-ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
Опять старый мир возникает в образе паршивого пса:
-Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались-поколочу!
Они стреляют в невидимого врага, а этот враг — Христос. Возможны
разные трактовки появления Христа с кровавым флагом, но
тот факт, что Блок все же не отказался от этого образа, усиливает его
мистическое видение. Христос не отказался от России, из которой
изгнали Бога. В образной символике поэмы красный флаг — это символ
России, долгие годы страна Советов будет шагать под красным
знаменем. «В белом венчике из роз» — символика возвращения Христа
в Россию в пророческом будущем:
И за вьюгой невидим
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз-
Впереди Иисус Христос.
Блок в своей поэме занял очень трудную позицию — не высказывать
своего отношения к революции, а показать ее в сложных
взаимоотрицающих процессах, может быть, поэтому поэма сложна
для понимания.